Истории

Что за «жук» Ян Фабр

Панцири жуков, кости, кровь и синие чернила рядом с полотнами Рубенса и Ван Дейка: первая в России масштабная выставка бельгийского художника Яна Фабра, культовой фигуры в современном мировом искусстве, по признанию директора Эрмитажа Михаила Пиотровского у многих вызовет культурный шок. «МР» прошелся во выставке с ее куратором, главой Отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрием Озерковым.

Почему именно этот художник впервые в истории Эрмитажа удостоен такой чести — проект затрагивает залы Зимнего дворца, Нового Эрмитажа и Главного штаба.
Это художник универсальный, работающий в разных медиа, с разными темами. Мы попросили его сделать сложный проект специально для Эрмитажа. Это не его персональная выставка, а это проект про Эрмитаж, увиденный глазами современного фламандского художника. В Эрмитаже очень важная фламандская коллекция. И Фабр видит ее иначе, как фламандец. Он воспринимает ее как национальное искусство, он понимает о чем оно, те же пословицы, он считывает это. Наша задача – заставить его все это вербализовать в своей выставке, как диалог фламандского художника с фламандским искусством. Это был начальный посыл к выставке. А дальше все превратилось в некую историю рыцаря, историю про человека, который защищает искусство. Потому что если современный художник занимается тем, что смотрит на старых мастеров, он становится их адептом, их пропагандистом. И в итоге он становится защитником старого искусства. И выставка стала об этом. Получилось что выставка расположилась между двумя рыцарскими залами – собственно Рыцарским и Георгиевским, между которых находится наша коллекция фламандского искусства, она и стала центром внимания, притяжения для художника.

фабр3

В Главном штабе иная концепция?
Да, здесь все иначе. В Главном штабе устройство иное, это выставочное пространство. Здесь мы видим отельные главы творчества Фабра. Глава Кабакова, глава карнавала — инсталляций с умершими уличными животными, глава Умбракулума, т. е. синий, зеленый, красный и белый зал, и каждый раз это некая история, иная история, история про что-то новое. Про совместный перформанс с Кабаковым и диалог двух мастеров в костюмах мухи и жука. Про алхимию карнавала, перерождение одушевленных объектов. Про реальный мир и ночные видения.

фабр4

Необычен материал, с которым работает художник, – хитиновые корпуса жуков. 
Да, это его ноу-хау. В его понимании этот материал связан с историей Конго, потому что Конго была бельгийской колонией, оттуда поступали различные темы, сюжеты и материалы. Жуки - это еще и история колониализма, за которую бельгийцы несут ответственность и с последствиями которой должны мириться.

Какой неожиданный контекст. Первая реакция – майские жуки, которые весной валяются под ногами. Это что-то хрупкое, образ сиюминутности, скоротечности, быстроты жизни, неизбежности смерти. Ну и чего-то сакрального, как жуки-скарабеи.

Это тоже разумеется. А с другой стороны, это еще геологическая история Земли. Именно эти хитиновые тела — то, что сохраняется навсегда, супер-прочное покрытие, панцирь, опять же рыцарство. Это вечные сюжеты из вечных материалов.

фабр

И при этом Фабр в качестве орудия труда использует и ручки BIC?
Это все началось, когда художник был бедным, у него не было возможности покупать материалы, и он решил, что может рисовать шариковой ручкой BIC, которую можно, в конце концов, даже где-то стащить. Так это все началось. А потом это стало его новым ноу-хау. И это нервное «чирикание» тоже об этом – о том, что нужно продолжать рисовать несмотря ни на что.

Сколько же ручек уходит? Например, на штриховку «Дома ножниц».
Конечно, это невероятные запасы. Очень много.

фабр2

Экспозиция в Главном штабе заканчивается инсталляцией в зале рядом с отреставрированным полотном Рубенса «Воскресение Христа»: всюду подвешены инвалидные ходунки, костыли. В чем идея?

Это сложная идея, сложный разговор. Это про тщету человеческой жизни, о том, что у человека есть внутренний скелет, а у жука внешний – панцирь. И Фабр стремится создать некий внешний скелет человека тоже. Отсюда, например, костяные плащи, которые срисованы, на самом деле, с Брейгеля.


Выставка проходит под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума и продлится до 9 апреля 2017 года.

share
print