С 22 по 25 сентября Петербург в пятый раз станет площадкой международного фестиваля современного искусства в общественном пространстве Арт Проспект: горожан удивят инсталляции на улицах, интерактивные интернет-проекты, серия перформансов, стрит-арт и граффити, образовательная программа, а также лекции по современному искусству в городских автобусах и электричках от художника Make. «Мой район» расспросил президента фонда-организатора CEC Arts Link Сюзан Кац о программе и подводных течениях Арт Проспекта.
«МР»: Расскажите, пожалуйста, как за эти пять лет менялся фестиваль Арт Проспект?
Сюзан Кац: Первые два года мы проводили фестиваль на Литейном проспекте. Мы работали с местной администрацией, которая дала нам много дворов, где можно было работать. В первый год все прошло очень хорошо. Второй год был сложнее. Администрация не хотела пускать нас в неотреставрированные дворы, потому что им казалось неправильным показывать такие места в центре города. Но сложнее было то, что местные жители не хотели, чтобы на их территории было искусство. После этого мы начали искать других партнеров. Нам очень повезло в третий год, потому что нам рекомендовали муниципалитет на Петроградской, который хотел международный фестиваль паблик-арта. Они сами занимались согласованиями, у них уже были хорошие отношения с местными жителями, поэтому все было намного проще. После этого, мне кажется, из-за политических изменений в городе, мы поняли, что нам нужно иметь разных партнеров, поскольку могут возникнуть сложности при работе в общественных пространствах. Так, на нашем четвертом фестивале у нас был прекрасный партнер арт-хостел «Яркий», который имел свою территорию, где мы могли поставить работы, и здания, где художники могли работать. Плюс они помогли нам получить разрешение показывать работы в соседних дворах и в парке. В этом году мы решили продолжить в таком формате: сейчас у нас в партнерах новое пространство «Пальма», а также креативное пространство «Тайга» и Музей связи. И мы очень рады, что местная администрация также согласилась быть партнером и помогать нам получать разрешения, чтобы показывать работы во дворах и в саду Юсуповского дворца.
Как реагирует аудитория на появление искусства в публичных пространствах?
Я бы сказала, в основном позитивно. Конечно, большинство людей специально приходит на фестиваль, и они остаются довольны. Мне в свое время очень понравилось, когда я встретила женщину, и она сказала, что видела передачу про Арт Проспект и специально приехала в центр, чтобы все посмотреть. Каждый год мы видим, что всем особенно нравятся интерактивные инсталляции, которые редко можно встретить в городе. Например, в прошлом году темой фестиваля были «Игры», и у публики было много возможностей играть в игры, которые придумали художники, или узнать про какую-нибудь, например, старинную киргизскую игру. Очень часто люди любят фотографироваться с объектами. Например, в один год на Литейном проспекте у нас было большое кресло, покрытое травой, на котором все хотели сидеть и фотографироваться. Я думаю, что большинству людей это нравится. Конечно, всегда есть недовольные люди, местные жители, которые живут в этих дворах и которые не хотят никаких изменений, не хотят, чтобы там появлялись новые объекты, чтобы туда ходили новые люди. Мне кажется, что это очень серьезный вопрос сегодня, – кому принадлежат все эти дворы, потому что совершенно непонятно, насколько они общественные. Мы получаем разрешения на то, чтобы там что-то делать, но в тоже время мы всегда стараемся ничего не портить, быть тихими и никому не мешать, но, конечно, всегда есть недовольные.
Что самое сложное в организации фестиваля?
Наверное, самая большая проблема – это получение разрешения, чтобы показывать работы на публичных пространствах. Это очень долгие бюрократические процедуры, и, к сожалению, только за одну-две недели до фестиваля мы получаем окончательные решения. Поэтому это очень сложно для художников, которые должны придумать и сделать проект, локация которого до последнего остается неизвестной. Из-за этого также сложно рекламировать фестиваль. Это, наверное, самая большая проблема. Также, как и у всех культурных организаций, у нас всегда недостаточно финансирования на такие проекты.
И все-таки фестиваль проводится вновь и вновь. Почему, как вам кажется, все равно важно делать такие проекты в общественном пространстве?
Есть несколько причин. Когда мы только начинали, нам казалась, что люди ничего не знают про современное искусство, и мы хотели перенести незнакомое им современное искусство на улицы, чтобы люди знакомились с ним и начинали без стеснения ходить по выставкам, галереям, музеям. Но сейчас мне кажется, одна из самых важных причин для проведения таких мероприятий — это то, что художникам дается возможность обсудить очень важные социальные вопросы с аудиторией. Я заметила, что в течение этих пяти лет художники все чаще предлагают более социальные и политические проекты, в которых поднимаются очень важные современные вопросы: гендерные, экологические, проблемы джентрификации. Мне кажется, это очень хорошо, что они хотят обсуждать это, делать это в публичной форме, потому что, мне кажется, у художников обычно нет возможности обсуждать свои идеи с публикой. Это очень хороший способ, и вот почему в этом году в качестве темы мы выбрали «Диалог», потому что мы считаем, что через искусство мы можем развивать диалог между жителями нашего города.
Мнение
Александр Шишкин-Хокусай, художник, театральный художник, участник фестиваля Арт Проспект: «Фестиваль, прежде всего, расширяется географически, то есть не только для публики появляется возможность столкнутся с объектами паблик-арта в Петербурге, но и для художников увеличивается сцена действия. Контактируя с различными районами города, художники имплантируют себя
непосредственно в тело общества, затрагивая все слои горожан: от праздно гуляющих до чиновников, озабоченных судьбой города. В этом я вижу основную работу Арт Проспект — изменение отношения горожан к общественному пространству, где улица становится частью человека».
Семен Мотолянец, художник, участник фестиваля Арт Проспект: «Безусловно фестиваль меняется с течением времени, также, как меняется и время, и город. Это такое исследование городской среды, окружающего нас мира и публичной сферы жителей города. Лично я вижу, что фестиваль меняется и пытается подобрать ключи к местному зрителю, жителям этих районов, но это трудная и сложная задача. Все-таки между художником и "неприглашенным" зрителем — целая пропасть, и важно делать шаги навстречу обоюдно, с двух сторон, сокращая эту дистанцию. Важность фестиваля заключается в том, что сегодня сокращение возможностей для показа и реализации искусства в городе становится новой реальностью, а Арт Проспект дает шанс игровым и экспериментальным проектам, которые трудно реализовать и показать в институциях, быть реализованными в достаточно лояльных и свободных условиях. Думаю, что паблик-арт — вообще сложная система искусства для нашего региона и для нашего времени, все-таки наш менталитет сегодня очень закрытый, да и время не подкачало с этим».
Кендал Генри, куратор паблик-арт проектов, директор программы Percent for Art Program в нью-йоркском городском департаменте культуры: «Каждый новый Арт Проспект —лучше предыдущего, поскольку проекты становятся более увлекательными, а акцент на их связь с Петербургом, на их сайт-специфичность, возрастает. Начавшись как простое городское событие, в рамках которого современное искусство представлялось в публичном пространстве, Арт Проспект, по сути, превратился в настоящий фестиваль участия и вовлеченности, в котором произведения искусства обретают свою окончательную форму лишь при участии зрителей. По этой и по многим другим причинам фестиваль Арт Проспект приобрёл такую важность для города. Ведь Фестиваль укрепляет статус Петербурга как центра современного искусства, где каждый год начинающие и профессиональные художники со всего мира встречаются и сотрудничают с молодыми и именитыми художниками из России. И те, и другие используют Арт Проспект как художественную площадку для эксперимента с новыми идеями и концепциями, а также с многочисленными достоинствами его публичного измерения. Искусство, показанное на фестивале — это не только новый взгляд на жизнь локальных сообществ, которые являются неотъемлемой частью Арт Проспект, но и новый особый способ видения».