Меншиков вернулся в Ораниенбаум
Большой Меншиковский дворец теперь расскажет посетителям не только про своих обитателей второй половины XIX столетия – великую княгиню Елену Павловну и ее окружение, но и про светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова – инициатора постройки и первого владельца дворца, губернатора здешних земель, сподвижника Петра и человека неординарного – с выдающимися талантами и чудовищными недостатками. По сути - российского олигарха чистой воды.
Если неспешно и с чувством перечислять его титулы, начиная от светлейшего князя российского и греко-римского, князя и герцога Ижорского до вице-адмирала Белого флага, датского слона, польского белого и прусского черного орлов и святого Александра Невского кавалера – займет минуты две. Все эти титулы своим узнаваемым голосом перечисляет Владимир Познер – известный журналист впервые принял участие в музейном культурно-историческом проекте – озвучил текст, сопровождающий посетителей из зала в зал.
Все дело в том, что перед музейщиками стояла непростая задача – типа «принеси то, не знаю, что». Вернее, так – они прекрасно знали, какие предметы наполняли эти залы и комнаты на момент, когда Меншикова арестовали - в 1727 году была сделана полнейшая опись всех вещей во дворце. Казалось бы - все просто, нет подлинных вещей, долго ищем аналоги и делаем экспозицию с аутентичными вещами – «как бы так». Но зачем? В музее-заповеднике решили иначе – рассказать и показать – занимательно, кратко и полно историю этих земель, историю самого светлейшего – от взлета до падения – историю владельцев Ораниенбаума после Меншикова и историю сохранения и реставрации ансамбля.
Так получился современный мультимедийный культурно-исторический проект – с историей земли Ингерманладнии, с битвами Северной войны, с рассказом о светлейшем князе – от его происхождения, до взлета и падения. Про него и при жизни сплетничали – «торговец пирожками», а он отнекивался – «из старинного рода литовских дворян Менжиков». Голос Познера, шум битвы, музыка, видео, миниатюрная крепость Орешек – со сценой боя – все это завораживает.
«Рука верная, но вороватая», - говорил о светлейшем Петр, закрывая глаза на беспрецедентное умение Александра Даниловича путать свой карман и государственным. Свободный доступ к государственной казне стал для Меншикова серьезным искушением, масштаб финансовых злоупотреблений был огромен, но имущество светлейший использовал разумно. Ему было поручено строительство новой столицы, а Большой дворец в Ораниенбауме стал истинной визитной карточной новой России.
«Хитрый политик жаждал безграничной власти, - звучит голос Познера. - После смерти Петра Меншиков перешел к решительным действиям, возвел с помощью гвардии на престол его супругу Екатерину Первую».
А после смерти черноглазой императрицы, бывшей Марты Скавронской, светлейший хотел укрепиться, породнившись с монархом – выдать дочь за юного императора Петра Второго. Только в лучших традициях властных интриг светлейшему был послан сигнал – молодой Петр не пришел на освящение церкви в Большом дворце Ораниенбаума. Меншиков понял, что это конец. Арест, опись имущества, лишение наград, ссылка в сибирский Березов под конвоем 120 вооруженных людей, смерть жены в дороге, смерть дочери в ссылке. Олигарх петровской эпохи принял судьбу, ни разу не попросил о помиловании: «С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу». О «литовских дворянах Менжиках» уже не вспоминал, а срубил на берегу сибирской реки церковь, у которой и похоронен.
Про Меншикова рассказ идет в комнате, стилизованной под кабинет. Брутальное кресло, грубый стол, на котором свеча в подсвечнике и предметы власти, силы и интеллекта – шпага и астролябия. Кстати, астролябию генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая купила в магазине исторических реплик в Милане.
«Мультимедиа - моя любимая тема, - рассказывает Елена Кальницкая. – Но это не значит, что в музейные залы надо понаставить плазменных экранов. Когда весь мир ловит покемонов, нам надо идти с веком наравне, но не на поводу у широкого массового вкуса, а сделать так, чтобы с помощью новейших технологий. Оригинальных решений, музейных реплик, света, звука, видео, показать историю этих мест, историю князя и дворца».
Такие экспозиции создаются только в сотрудничестве. С музейщиками работали вместе и создатели «Петровской акватории» - они делали макет Орешка и сцену боя, а также компания «Шоу Консалтинг» Глеба Фильштинского, которая уже приняла участие в успешном проекте ГМЗ «Петергоф» «Государевы потехи», по популярности уже соперничающего с классическим Монплезиром.