Картина «Три философа» кисти генуэзского художника Бернардо Строцци по прозванию Иль Каппучино украсит кабинет императора Петра Третьего в Картинном доме Ораниенбаума.
Картина была написана в 1630-1640 годы в Венеции, ее сюжет – диспут трех философов, которые весьма бурно обсуждают какую-то научную проблему. Трое мужчин весьма брутального вида изображены с характерными атрибутами высокой учености: глобусом, сферой, книгой и т.д. В XVII веке этот сюжет был очень распространен, потому что именно тогда нала бурно развиваться астрономия, формироваться представления об устройстве Солнечной системы и Вселенной. Теологи и ученые горячо спорили, причем их споры уже не завершались кострами инквизиции, потому что на дворе стояло Высокое Возрождение - философская и научная мысль расцвела.
Полотно это, как рассказала Елена Бортникова, хранитель фонда «Живопись Ораниенбаума» музея-заповедника «Петергоф», появилось на аукционе в марте 2006 года в Венеции и было оценено в 120-150 тыс. евро, в декабре 2012 года появилось на аукционе в Мюнхене за 60-70 тыс. евро, потом на следующий год еще раз в Мюнхене – но уже по еще более божеской цене – в 30-50 тыс. евро. И было куплено коллекционером и оказалось в России, где и было предложено ГМЗ «Петергоф» за 3 500 000 рублей. Меценатом выступил Владимир Кондратенко («ЗАО «Метробетон»).
Картинный дом Ораниенбаума – детище императора Петра Третьего, того самого, смещенного женою - будущей Екатериной Великой с помощью гвардии и нашедшего странную смерть в Ропшинском дворце. Картинный дом – это своего рода оправдание личности свергнутого монарха-неудачника. В Картинном доме –этаком многофункциональном культурном комплексе - Петр Федорович устроил оперный театр, два картинных зала, библиотеку и кунсткамеру. Петр III увлекался музыкой и театром, сам играл на скрипке, коллекционировал эти инструменты — у него в собрании была даже скрипка, созданная самим Страдивари.
Подбором картин для Петра Федоровича занимался Якоб Штелин – известный деятель Российской Академии наук и непревзойденный мастер фейерверков, учитель несчастного монарха и его личный библиотекарь. В архиве Академии наук сохранились схемы Штелина, известные мастера и сюжеты картин. Подбирали же так — вот картина большая, вот маленькая, по сюжету, по школам, по колориту, а не по мастерам — и развешивали так, чтоб не было никаких зазоров между рамами. Картинный зал в Картинном доме — один из первых в России образцов шпалерной развески, он появился раньше, чем в Петергофе. Понятно, что ныне картины не те – их подбирали по аналогии, но вот передать атмосферу искусств и просвещения, которой так хотел окружить себя Петр Федорович, они могут.