Истории

Музей затонувших кораблей в Петровском доке

На Совете по сохранению культурного наследия при губернаторе Петербурга эксперты одобрили концепцию сохранения Канала имени Петра Великого с гидротехническими сооружениями – объекта культурного наследия федерального значения, находящегося в Кронштадте.

Эту концепцию уже представляли на  заседании городского правительства и  на совете по инвестициям в Смольном. Эксперты-архитекторы и градозащитники, ознакомившись с ней, единогласно одобрили. Правда, кворума на Совете не было – период летних отпусков, но свои голоса заочно отдали «за»  члены Совета Михаил Мильчик и Никита Явейн, которые входили  рабочую группу по проработке концепции.

Заказчиком концепции и ее идеологом выступает «Центр подводных исследований» Русского географического общества» (президент РГО – министр обороны Сергей Шойгу, председатель попечительского совета президент России Владимир Путин) при участии государственного Музея истории Кронштадта. Проектировщиком стал ОАО «Институт Ленпроектреставрация».

Задумано Петром

Уникальность кронштадтских доков в том, что их строительство было начато в 1719 году по эскизам самого Петра I. Причем строились доки с расчетом на дальнюю перспективу, габариты превышали габариты судов XVIII столетия – ширина доковых камер по верху 30 метров, глубина – 8-10 метров. Благодаря этому Петровский док использовали до начала XXI века – до 2006 года, в него для ремонта заходил даже авианесущий крейсер – Петр Великий. Это ни в каком сне бы не приснилось человеку из 18 века.  Уникальность доков заключалась и в том, что слив воды происходил в 24 часа в специальный бассейн для опорожнения, в 1774 году для откачки воды из бассейна была построена первая в России паровая машина.

Из госсобственности России в собственность Петербурга земельный участок со всем комплексом доков перешел распоряжением Росимущества летом 2015 года, и находится теперь в оперативном управлении Музея истории Кронштадта. Но как только любой вещью перестаешь пользоваться, а в доме жить – и вещь и дом приходят в запустение, начинают разрушаться.  Сейчас доки разрушаются, в крест-канале, например, более 60 процентов облицовочной кладки из известняка уже полностью разрушено. Все механизмы гидротехнической системы требуют серьезной реставрации и воссоздания утраченных элементов.

Что предлагается?

План грандиозный. По большому счету предлагается создать комплекс, который стал бы в один ряд с китайским Морским музеем в Макао, Норвежским музеем мореплавания в  Осло и Музеем Васа в Стокгольме.

Как известно, вода Балтики обладает консервирующими свойствами – затонувшие корабли там сохраняются веками, но если судно поднять, то необходимо сразу же проводить серьезные работы по консервации – старое дерево неумолимо начнет разрушаться. Авторы концепции придумали – помещать  некогда затонувшие старинные суда в старинные доки, отремонтированные, отреставрированные и залитые балтийской водой. Только доки оборудовать таким образом, чтобы были прозрачные смотровые коридоры, расположенные под водой на разных уровнях. Кроме этого, в южной трети южного дока разместится верфь исторического судостроения, где по подлинным чертежам будут строиться «реплики» исторических судов. На верхних террасах доковых камер будет «сухая» экспозиция», также предполагается обустроить реставрационную лабораторию, обучающий и научно-методический комплекс Центра подводной археологии в северном доке.

Разрабатывались четыре варианта объемно-пространственного решения. В конце концов остановились на варианте с учетом мнений рабочей группы Совета по сохранению культурного наследия. Этим вариантом предусматривается применение максимально прозрачного покрытия, чтобы была возможность увидеть снаружи доки целиком как основной объект экспозиции. Центральная камера перекрыта арочными пространственными фермами, остекленными снаружи. Максимальная высота ферм- не выше 12 метров, диссонанса в сложившуюся историческую застройку внесено не будет.

Список кораблей

У Русского географического общества  уже есть список затонувших кораблей, которые предполагается поднять и доставить в созданный, как предполагается, к 2022 году Российский центр подводной археологии. Вот он:

  1. 54-пушечный линейный корабль «Портсмут, построенный в 1714 году в Голландии по чертежам Петра первого, погиб в 1719 году.

  2. 60-пушечный линейный корабль «Лондон», купленный в Англии по приказу Петра в 1714 году, участник Северной войны, погиб в 1719 году.

  3. Российский лоц-галиот «Юнге- Тобиас», вошел в состав российского флота в 1757 году, место постройки не установлено. Это прусский галиот, захваченный у Дракоу. Погиб в 1771-м году – разбился у острова Гогланд.

  4. Гидрографический шлюп «Свирь», построенный в 1819 году по чертежам первооткрывателя Антарктиды шлюпа «Мирный», на той же верфи. Погиб в 1824 году.

  5. 12-ти пушечный военный транспорт «Америка», вошел в состав российского флота в 1831 году, совершил два кругосветных путешествия, погиб в 1857 году.

  6. 4-пушечный пароходо-фрегат «Гремящий», вошел в состав флота в 1851 году, был личным кораблем Александра Второго и членов его семьи. Погиб в 1862 году

  7. Броненосец береговой обороны «Стрелец – первый русский броненосец, 1863 год, машина Петербургского завода Берда, броня Ижорских заводов. Служил вплоть до  второй половины минувшего века, сейчас его корпус  на Морском заводе в Кронштадте.

  8. Паровой винтовой клипер «Джигит», вошел в состав флота в 1857 году, ходил на Дальний Восток, затоплен в 1869 году во время маневров.

  9. Паровая канонерская лодка «Меч», вошла в состав флота  в 1856 году, погибла в 1871 году.

  10. Минный тральщик «Минреп», вошел в состав флота в 1911 году, второй в серии изобретенных в России первых в мире специализированных минных тральщиков, погиб в 1918 году.

  11. Один из  трех морских бронекатеров, построенных в блокадном Ленинграде и погибших в июне 1944 года.

Десять судов находятся под водой, но в территориальных водах России. «Ни один объект полностью не прошел бюрократическую процедуру в качестве утвержденного объекта культурного наследия, сейчас подводная археология работает в том же правовом поле, что и обычная – надо  получать открытые листы, специфика не учитывается, - говорит Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества. – Объекты, которые находятся в районах судоходства, отмечаются на картах, там запрещена якорная стоянка, но никаких патрульных катеров там не дежурит, конечно». Фокин ничего не сказал о финансовой составляющей проекта, хотя на Совете по инвестициям в Смольном называлась цифра в 6 млрд рублей. Также речь шла  том, что участие в проекте могут принять структуры Газпрома. К слову, Сергей Фокин – сын   директора ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Георгия Фокина.

share
print