Истории

Вадим Каспаров: «Неправильные» постановки становятся трендами

Постановки именитых зарубежных хореографов и лауреаты «Золотой маски», танец и наука, мастер-классы и лекции — что еще в программе OPEN LOOK и RUSSIAN LOOK, «МР» расспросил директора фестиваля Вадима Каспарова.

«МР»: За 18 лет на площадках фестиваля были показаны разные танцевальные школы, стили, направления. Что сейчас в танцевальном тренде, насколько эти течения отражены в программе фестиваля, в каких спектаклях?

Вадим Каспаров: Наш фестиваль в меньшей степени увлечен идеей трендов. Бывает, что проект не из последних новинок, но его важно показать, чтобы сфокусироваться и замкнуть некую цепь понимания современного танца. Важно увидеть и понять, что будет трендом, вот это интереснее. Так, в свое время, мы сделали проект в 3D — «Искусство движения» с Билли Коуи, и он хорошо себя оправдал, был показан множество раз, как в России, так и за рубежом, так как для того времени он был уникален. Сейчас уже не удивишь зрителя технологиями, но мы предугадываем будущее танца и, вероятно, обращение хореографов к научным открытиям, станет одним из таких трендов. Хореографов сейчас интересуют очень многие научные знания в технологиях, оптике и даже психологии. Таким проектом станет спектакль «Квантум» Жиля Жобана из Швейцарии.

_Quantum_paris_photo_Gregory_Batardon

Какие еще коллективы этого года можно отметить как не трендовые, но самые необычные?
Мне кажется, что очень необычным событием станет выступление Инженерного театра АХЕ на крыше одного из новых пространств DOT на Кожевенной линии Васильевского острова. Вообще, вторая жизнь заброшенных заводов и помещений через проведение там художественных акции и спектаклей очень необычная и многообещающая история для фестиваля. Еще один проект — в рамках голландской программы — необычная презентация лаборатории Кензо Кусуда в бывшей голландской реформистской церкви на Невском, 20, в помещении библиотеки Маяковского. Спектакль бельгийцев «Боб-арт», который мы покажем на сцене Новой Александринки, — сатира современного танца на современное искусство, что очень необычно и непривычно для танца.

_BobART©Odile Vanhellemont

Среди участников фестиваля в этом году много коллективов из разных регионов России: не только Москва и Петербург, но и Челябинск, Ставрополь, Вологда, городов, которые не имеют балетной традиции. Насколько для современного танца важна подобная «школа»? В чем особенность российских спектаклей, почему именно они вошли в программу фестиваля?
Благодаря образовательной системе сложившейся еще в Советском Союзе, в каждом небольшом городке есть танцевальные кружки. В зависимости от уровня педагога, можно предположить какого класса будут исполнители в этом городе. Поэтому классические традиции у нас есть везде, не такие как в Петербурге, но все же. А, на этой базе строить фундамент современного танцовщика правильнее и понятней. Поэтому все российские коллективы современного танца в той или иной степени владеют основами классического танца. С другой стороны, правда и в том, что современный танец лучше существуют в тех городах, где классические традиции не возводят в возвышенную степень.
Программа российских спектаклей отбиралась ведущими критиками страны на основании присланных заявок. Конкурс был огромен: на 11 мест в программе претендовали более 120 танцевальных и театральных компаний. Очень важно для меня, что отбор делают именно экспертное сообщество, а не директор фестиваля. Так как у меня лично есть собственное представление, как «должно быть», а ведь часто именно «неправильные» постановки становятся трендами.
Мы ищем всегда особенный взгляд на современный танец наших хореографов и очень надеемся на то, что этот года откроет нам перспективы и новые имена.

_Кафе Идиот

Как правило, современный балет ассоциируется с бессюжетными постановками. Так ли это?
Нет, это ошибочное мнение, есть и бессюжетные, а есть и по книгам, даже бывают по специально написанному сценарию. Вообще, в последние годы даже на Западе хореографы вплотную работают с драматургами. Так, что есть время бессюжетных спектаклей, а есть время — для сюжетных. Хореографы чувствуют время, поэтому уже на свое усмотрение создают то, что для них важно именно сейчас.

В программе фестиваля снова много мастер-классов для любителей и профессиональных танцоров с участием хореографов из Голландии, Великобритании и Израиля. Среди мастеров — Селия Амад, которая «задержалась» в России после одного из ваших фестивалей и поставила вместе с Максимом Диденко спектакль «Земля» на Новой сцене Александринки. Насколько приглашенным хореографам легко и интересно ли работать с нашими танцорами, какие трудности они испытывают?
Иностранным педагогам у нас очень интересно, потому что у наших танцоров, помимо техники и умения работать, еще и горят глаза. Плюс, у нас ученики умеют восхищаться и «влюбляются» в своих педагогов, а это лучшая награда для учителя. Это радость от общения педагога и ученика, не везде есть в мире… Иначе бы они не возвращались в Петербург.

Как можно записаться на мастер-класс и на каких условиях?
Программа мастер классов рассчитана на разные уровни — и для начинающих и для продвинутых учеников в области современного танца. Условия можно найти на сайте фестиваля open-look.ru. Главное, что фестиваль не только несет профессиональные знания, но и радость общения и надежду на новые связи и перспективу творческого роста.

Фестиваль OPEN LOOK и RUSSIAN LOOK.
1-9 июля, Новая сцена Александринского театра: наб. Фонтанки, 49 А, билеты от 500 руб. на сайте open-look.ru

 

share
print