Столб Кадырова
Митинг против «моста Кадырова» собрал чуть более тысячи человек в Петербурге. Власти добились своего — митинг получился не столько против моста Кадырова, сколько против самих Кадыровых. Это сплотило все политические силы, кроме провластной «Единой России».
Ахмат Ахматовой милее
Перед началом митинга организаторы раздают всем бланки для подписей под петицией губернатору не называть безымянный мост через Дудергофский канал именем первого президента Чечни Ахмата Кадырова.
Смольный показательно игнорирует митинг. У Марсова поля дежурит порядка трех машин МВД, несколько полицейских и ни одного автозака ОМОН.
В толпе раздают листовки «Это наш мост», разворачивают плакат «Наш город — нам решать». В толпе виднеются другие плакаты: «Пройдусь по Хошиминова, сверну на мост Кадырова», «Нет беспределу незванных гостей», «Докатились», «Партия роста против Кадырова моста», «Когда на сердце сыро и холодно в груди, к мосту Ахмата Кадырова ты в сумерках приди», «Нет мосту Ахмата Кадырова! Да мосту хирурга Федора Углова», «Мост Кадырова в Петербурге после гей-парада в Грозном», «Что мы Кадырову? Что нам Кадыров?», «Мост Джека Потрошителя. Чего уж мелочиться», «Мост Дарта Вейдора », «Ахмат Ахматовой милее».
Неонацист, лидер экстремистской группировки «Шульц 88» Дмитрий Бобров принес плакатик «Генерал Ермолов против». Некоторые люди держат плакаты с вариантами названия моста: Жемчужный, мост Мира, мост Бориса Савинкова, мост Политковской.
В толпе мелькает художница Елена Осипова с новым рисунком-плакатом. На нем написано «Где мост Ахматовой, Бродского, Политковской» и других достойных, по мнению Осиповой, людей.
Хоть организаторы настояли на том, чтобы на митинге поднимали лишь флаги России и Петербурга, кто-то развернул флаг СССР. Гордо стоит жрец всех славян (как он сам себя называет) Богумил II в традиционном облачении со свастичными узорами.
Председатель парламентской комиссии по культуре Максим Резник начал митинг с цитаты Пушкина, в чей день рождения проходит мероприятие: «Друзья, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Соведущей Резника стала кандидат в депутаты ЗС от «Парнаса» Наталья Грязневич.
— Мы можем голосовать за разные партии, но вопрос о мосте Кадырова объединил всех. Нужен ли нам такой символ? Нет. Пусть чиновники построят мечеть на окраине города, если хотят увековечить память Кадырова, — заявила Грязневич.
За пять часов до митинга депутат Госдумы Сергей Вострецов встречался с мусульманскими диаспорами Красносельского района, пытаясь убедить их, что «либералы» оскорбляют их своим протестом против «моста Кадырова». Диаспоры ответили, что мост их волнует мало, нежели то, что на юго-западе нет мечети. Вообще, мост Кадырова поддерживают исключительно представители партии «Единая Россия». Все остальные — от националистов до либералов выступают против этого моста.
За Натальей Грязневич на сцену поднимается беспартийный депутат Заксобрания Ольга Галкина.
— Это похоже не на увековечение памяти отца, а на взятку сыну, — говорит Галкина, имея в виду сына Ахмата Кадырова, врио президента Чечни Рамзана Кадырова.
Следующий — депутат-яблочник Борис Вишневский.
— Я рад, что вас тут много. Мы не хотим, чтобы увековечивали память того, кто не имеет к нашему городу отношения и является позором России. Нам хотят показать, что наше мнение ничего не значит. У нас нет улиц Бродского Довлатова. Мы будем добиваться проведения референдума против моста Кадырова, — обещает политик.
Слово вновь берет Максим Резник.
— Есть люди, которые против, но не пришли. Это совковая позиция: «да, я в дерьме, но бороться с ним не станут», — говорит депутат.
Не таков член Топонимической комиссии, до 2015 года заведующий научно-методическим отделом федерального государственного учреждения «Российская национальная библиотека» Сергей Басов. В день голосования по «мосту Кадырова», 30 мая, он добивался того, чтобы голосования прошло открыто. Однако большинство комиссии решило иначе, да и само заседание подленько провели в тайне от прессы.
Басов заявляет, что не выступал на таких митингах со времен выборов в Ленсовет и надеется, что петербуржцы смогут сами выбирать названия для улиц и мостов.
Наступает музыкальная пауза. На сцене завсегдатай оппозиционных митингов бард Михаил Новицкий.
— У едросов закончились деньги, и они решили расплатиться с ними другим способом, — заявляет Новицкий и затягивает песню «Это наш город», толпа подпевает артисту.
За ним сцену занимает кандидат в депутаты от «Открытой России» Сергей Кузин.
— Вся страна против этого идиотского решения, — не стесняется в выражениях он.
Пригласили организаторы и муниципального депутат из МО Южно-Приморский, коммуниста Александр Зубова. Безымянный мост построен на территории этого муниципалитета. Выступление Зубова было одним из самых ярких на митинге.
— Я как коммунист думаю, что соберем на мосту даже колдунов. Это решение абсурдно. Я разговаривал с представителями чеченской диаспоры и они понимают наше возмущение, а глава Красносельского района нет, — сердится Зубов.
Кадыровщина — не норма
Приглашенной звездой митинга стал член «Парнас» Илья Яшин. В феврале он представил доклад о Рамзане Кадырове, где на основе открытых данных показал, что в республике установлен квази-феодальный режим и грубо нарушаются права человека.
— Я ездил в Грозный и видел там площадь Ахмата Кадырова, ходил по проспекту Путина. Там нет улицы Анны Политковской и Бориса Немцова! — кричит Яшин.
Он считает, что это пренебрежения к людям и расшаркивания «перед бандитами, которые смеются над нами всеми».
— В сентябре будут выборы. Давайте составим список депутатов, которые выступали и голосовали за мост Кадырова. Они должны не получить ни одного голоса на выборы! А вы тут держитесь, всего вам хорошего, — заканчивает Яшин свою речь цитатой премьер-министра Дмитрия Медведева.
После выступления политик дал журналистам развернутый комментарий.
— Это тенденция общероссийская у власти: заигрывать перед Кадыровым, угождать ему. Это унижение жителей всей страны. Для всех нормальных людей кадыровщина не норма. Надо сопротивляться всей силой, иначе вся страна станет современной Чечней. Кадыров — это далеко не все чеченцы. От кадыровских боевиков страдают сами жители Чечни. Это выступление не против кавказцев, а против беспредела. Теперь все зависит от активности людей, давления на власть. Надо напомнить ей, что она должна угождать жителям Петербурга, а не другой республики, — уверен Яшин.
Столбовой патриот
Следом выступает коммунист, депутат городского парламента Ирина Комолова. Ее прерывает неизвестный мужчина, который залез на фонарный столб справа от сцены и привлек все внимание к себе.
Мужчина кричит о том, что многие его друзья воевали в Чечне, что сегодня день святой Ксении Петербургской и подъем на столб он посвящает ей.
— Кадыров станет таким же героем как Марат и Робеспьер, чьим именем названы улицы в городе! — кричит верхолаз под улюлюканье толпы.
— Вот они, защитники моста Кадырова! Молодой человек, слезайте! — обращается к нему со сцены депутат Резник. — передайте вице-губернатору Кириллову, что вот достойный член Топонимической комиссии, — шутит Резник (Владимир Кириллов — председатель топонимической комиссии).
— Я — поклонник Рамзана! — надрывается фонарный альпинист.
Кто-то смекалистый клеит на столб бумажку «Столб Кадырова».
Резник тем временем зачитывает требования митинга: отменить решение о мосте, внести проект обращение о вотуме недоверия вице-губернатору Кириллову, принять закон о Топонимической комиссии, создать оргкомитет марша в защиту Петербурга 10 сентября.
— В резолюцию предложили пункт «Гнать Милонова». Это к вам, на выборах, — обращается к собравшимся депутат.
Неизвестный на фонаре заявляет тем временем, что знает «всю Чечню вдоль и поперёк».
— Давайте голосовать, слезть мне или нет! Я боюсь путинскую Россию. Они жаждут моей крови — кричит мужчина, глядя вниз на полицейских. Блюстители порядка терпеливо ждут, когда он покинет свою смотровую площадку.
Полиция в свою очередь просит сделать пять шагов назад от фонаря.
— Мало ли прыгнет на вас, — участливо объясняет один из полицейских.
Напоследок поклонник Рамзана сообщает, что зовут его Романом Александровичем и что он работает коррекционным педагогом. Пронизывающий ветер дает о себе знать, и Роман Александрович спускается в теплые руки сотрудников МВД, чтобы уехать в 78 отдел полиции.
Народ расходится. По оценкам организаторов собралось не менее тысячи человек. Представители полицейского Главка сообщают о 350 участниках митинга. Есть и еще одна цифра. Около 1500 подписей собрали во время митинга под обращением к Полтавченко не называть мост именем Ахмата Кадырова. К подписчикам даже после окончания мероприятия стояли очереди, многие не смогли подписаться и ушли в тепло, такк ак на улице был сильный ветер.
— Милая моя, солнышко лесное... — тянется от вечного огня. Это бард Михаил Новицкий продолжает петь для людей, собравшихся вокруг него большим кругом.