Ришар Гальяно: В этой музыке — печаль и надежда
Аккордеонист Ришар Гальяно 5 июня выступит Большом зале Филармонии вместе со своим квартетом New Musette. Его музыку называют «случайным сплавом» аргентинского танго, свинга, бразильских мотивов, французского шансона и классических баллад. Музыкант рассказал «МР» об изобретенном им стиле «новый мюзет» (new musette).
Расскажите об инструментах, с которыми вы едете в Петербург — аккордеоне и аккордине.
Аккордеон и аккордина – разные виды гармоники, также как, например, бандонеон, на котором я тоже, возможно, сыграю на концерте в Петербурге. Эти инструменты принадлежат всем народам мира: мюзет во Франции, баян в России... Гармоника — обязательный элемент бразильского форро, колумбийского валленато (форро и валленато — музыкальные жанры и названия танцев, — Ред.), джазовой музыки и, наконец, классики — Баха, Вивальди, Моцарта.
За что вы любите аккордеон?
За его особенную роль в оркестре, за его тонкое звучание и универсальность.
В чем особенность аккордины?
Этот инструмент — «внебрачный ребенок» гармоники и бандонеона. Аккордина была изобретена господином Борелем в Париже в начале 1950-х.
Почему вы выбрали именно аккордеон как джазовый инструмент, как основу нового стиля – new musette?
Я стараюсь играть всю музыку, которая мне нравится, на аккордеоне. Кроме того, я играю на пианино, тромбоне, синтезаторе. В США была прекрасная школа джазовых аккордеонистов до 60-х годов. Музыканты той эпохи и стали моими кумирами: Арт Ван Дамм , Тонни Гумина, Эрни Феличе… Я до сих пор чувствую их влияние.
Какие цели вы ставите перед квартетом New Musette сегодня?
Продолжать играть свою музыку — музыку моей земли, основанную на вальс-мюзет, «парижском блюзе». Musette во Франции — это как блюз в Америке, как танго в Аргентине. Все эти музыкальные стили появились почти одновременно по всему миру в середине ХХ века благодаря смешению культур: musette имеет итальянские и французские музыкальные корни, танго — аргентинские и итальянские, блюз — это слияние африканских и американских течений. Люди, оказавшиеся вдали от родной земли, от близких, изливали свою печаль и надежду в этой музыке. Это Астор Пьяццолла как-то сказал мне: «Ричард, вы должны создать новый мюзет, как я создаю новое танго».