Истории

Каждый имеет право на понимание

Петербургский школьник Иван Бакаидов победил в конкурсе для участия в первом Всемирном гуманитарном саммите ООН, который пройдет в Стамбуле 23-24 мая. У Ивана Бакаидова ДЦП и серьезные проблемы с речью – его отлично понимает только мама.

Ивану Бакаидову 17 лет. Он учится в девятом классе, рассекает по городу на английском  KMX Trike, играет в бочча – это такой паралимпийский вид спорта, а Ваня в 2015 году стал серебряным чемпионом России.

Иван не только общается со сверстниками, он – гений альтернативной коммуникации, способный программист, увлекшийся этим с пятого класса, и автор специальных программ, помогающих неговорящим людям быть понятыми  - DisQwerty, DisType (программа на Android, когда не только произносится набранный текст, но есть и функция сохранения фраз), DisTalk. Разработки Ивана используются в его школе № 616 «Динамика», где учатся ребята с ДЦП и есть ученики, которым также нужна альтернативная коммуникация.

Альтернативная и дополнительная коммуникация позволяет общаться тем, кто не владеет звуковой речью, и является частью доступной или универсальной среды для людей с ограниченными возможностями. Каждый человек имеет право на понимание, но право неговорящих людей  на специальную помощь и оборудование, позволяющее им  выражать себя, лучше понимать и быть понятыми, к сожалению, часто не соблюдается.

Люди с синдромом Дауна, аутизмом, церебральным параличом, и также травмами, нарушениями мозгового кровообращения могут использовать различные средства альтернативной коммуникации. Жан Доменик Баби, главный герой известного французского фильма «Скафандр и бабочка», основанного на реальной истории, написал книгу, используя лишь моргание. Знаменитый физик Стивен Хокинг много лет работает, используя синтезатор речи. Но многие люди в России лишены возможности быть понятыми – об альтернативной коммуникации у нас еще слишком мало знают. Такие люди, как Иван Бакаидов – скорее исключение, чем правило.

«Иван пользуется жестами с двух лет, когда семья начала посещать Институт раннего вмешательства. Затем — инклюзивный детский сад, где его жесты пробовали учить сопровождающие и другие дети. Школа «Динамика», где он был одним из первых «неговорящих» учеников, - рассказывает Виктория Рыскина, специалист по альтернативной коммуникации, сотрудник государственного центра «Семья» - Ване повезло, он вовремя «получил» средства альтернативной коммуникации. Когда-то его семья поверила в то, что это важно для Вани, и помогла ему выучить почти 300 жестов. Но сколько неговорящих людей дискриминированы, не имеют доступа к средствам коммуникации, их развитие задержано в связи с этим, они не могут выразить себя».

На саммите в Стамбуле Иван хочет говорить о том, насколько важна альтернативная коммуникация: «Я хочу продвигать альтернативную коммуникацию в России. Хочу бороться с системой логопедов, которые настаивают на том, что альтернативная коммуникация вредит развитию речи. Это очень большой миф».

У семьи Вани нет средств на то, чтобы отправиться на саммит ООН, обещанный спонсор поездки помочь отказался. А из ООН, как пояснила мама школьника Юлия Васильчикова, пришел официальный ответ - Россия не считается страной «третьего мира», поэтому  они не могут оплачивать Ванино участие в первом Всемирном гуманитарном саммите. Сумма для Вани и его мамы на перелет и проживание нужна не астрономическая – 120 тысяч рублей, но таких денег у них нет. Для желающих помочь: 

Карта Сбербанка - 639002559012452726 IVAN BAKAIDOV

share
print