Специалисты из США считают, что музей должен быть открыт и полезен даже тому, кто никогда в него не попадет
«Музейный десант» приземлился в Санкт-Петербурге в начале февраля. Представители музеев из Нью-Йорка, Вашингтона и Филадельфии посетили российские музее, встретились с российскими коллегами и обсудили программы в области музейного образования и новые технологии в работе с аудиторией. Программа проводится благотворительным фондом В.Потанина и “Про Арте”.
“МР” встретился с гостями из США и узнал их впечатления о петербургских музеях:
Соня Шриер (Музей современного искусства МоМА, Нью-Йорк):
Мы посетили множество музеев в Петербурге: Эрмитаж, Кунсткамера, Русский музей, Этнографический музей… Это удивительный опыт.
Я думаю, был бы полезен обмен между коллегами российских и американских музеев, и это сейчас наша главная цель. Не стоит учить друг друга, мы можем просто делиться опытом, идеями.
Джули Гуд (Филадельфийский художественный музей):
В Русском музее мы наблюдали за работой детского центра, и центра современного искусства. Мы действительно под впечатлением от той образовательной, экспозиционной работы, которую ведут петербургские музеи.
Я думаю, что молодежный центр Эрмитажа и программы, которые они проводят, — это именно то, к чему мы стремимся, что мы стараемся развить: привлекать больше молодежи в музей, предоставляя им там больше возможностей. Главный штаб - это вообще удивительное место, где есть огромные потенциал для активации аудитории. Если у них получится активировать это пространство, наполнить его жизнью, привлечь как можно больше людей - кинопоказами, лекциями, - это будет невероятной удачей.
Вообще, я даже не ожидала, что у наших российских коллег те же самые цели, что и у нас, те же самые проблемы, вызовы. Мы все стремимся делимся и хотим вдохновлять, восхищать, волновать нашего зрителя. Я встретила здесь единомышленников, которые страстно любят свое дело. И трудности у нас тоже во многом общие: нужны новые идеи.
Сьюзан Фруктер (Национальный музей американской истории при Смитсониевском Институте, Вашингтон):
Мы были в Этнографическом музее, в середине дня в будний, и там было полно народу. Очень приятно было наблюдать за группами детей, подростков, молодежи в музее. У нас не часто можно такое встретить.
“МР”: Считается, что петербуржцы консервативны, не понимают и не любят современное искусство. Что могло бы их заинтересовать?
С. Ш.:
У нас в США такая же проблема. Я думаю, нужно разговаривать с людьми, пояснять им все, что им непонятно.
Д. Г.:
Да, некоторые люди воспринимают современное искусство не как часть искусства вообще, а как какое-то отдельное, непонятное явление. И для каждого музея это проблема: как протоптать эту дорожку в современное искусство? Каждый обязательно найдет там что-то близкое себе, что-то, что его заинтересует. Но сделать так, чтобы человек захотел пройти по этой тропе - это непросто.
“МР”: Что такое современный музей? Каким он должен быть?
Д. Г.:
Если мы говорим не о музее современного искусства, а о современном музее, - должно быть осознание, что влияние музея может и должно распространяться за пределы его стен. Аудитория - это не только постоянные посетители, но и все остальные люди, которые, возможно, никогда откроют двери этого музее. Поэтому нужно развивать всевозможные программы удаленного обучения, подкастинг, вести активную интернет-жизнь.
Да, для меня это главное: существовать не только для тех везунчиков, которые могут прийти в музей, но стараться быть на связи со всеми остальными людьми. Ведь, в конце концов, большая часть людей в мире никогда не откроет дверь твоего музея. Кроме того, нужно быть более дружелюбным, более открытым к современной аудитории, к молодежи. Некоторые попрежнему считают, что музей - это такое солидное место, куда не зайдешь в джинсах, где надо обязательно вести себя тихо. Пора развенчать этот миф.
С. Ф.:
Я согласна, что современный музей должен взаимодействовать с как можно более широкой аудиторией, нести знания. Для кураторов это вызов: задача выйти за пределы музея.
Деятельность музея включает в себя и научные исследования, и различные способы поддержки нового искусства и науки. Сложно совмещать столь разные виды деятельности, многие музеи не привыкли этим заниматься.
С. Ш.:
На примере музея, в котором я работаю, я скажу, что музей - это лаборатория новых идей, изучение процесса изменения искусства… И каждый музей - это некая лаборатория. Это место, которое заставляет людей думать по-другому, мыслить творчески, творить самим.