Общество

Как не стать жертвой мошенников

Вот уже несколько лет пенсионеров безнаказанно обманывают по всей стране: "Письма счастья" с обещанием миллионов или установка бесплатных окон - «Мой район» разбирался в способах одурачивания населения.

«Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад», - Александр Сергеевич Пушкин когда-то выразил этой строкой состояние влюбленности. Доверчивость присуща как влюбленным, так и детям. Однако более всего, как правило, доверчивы пожилые люди. 

Миллионер из трущоб

Как стать миллионером? Ответ на этот вопрос не понаслышке знают тысячи подписчиков виртуального магазина «Почта сервис», он же «Мегги Молл», который зарегистрирован в Москве и вполне спокойно продолжает свою работу, несмотря на тысячи жалоб по всей стране, обращения в прокуратуру и полицию. Уже несколько лет в разных городах России люди, в основном пенсионеры, выписывают товары сомнительного качества в обмен на обещания выиграть миллионы рублей. Схема обмана "Почты на дом" или «Мегги молл» проста— вы видите в глянцевом журнале или газете красочный купон с объявлением выигрыша, не читая мелкий шрифт, звоните по указанным телефонам. Затем вам предложат оставить свои данные, чтобы выслать дальнейшие инструкции. В итоге вас объявляют победителем, но для получения приза предлагают купить давно залежавшийся на складе товар по завышенной цене. После каждой такой покупки шанс выигрыша, якобы, растет. Принцип данной ловушки незаметно объясняется на внутренней стороне конверта: мелкий шрифт сообщает, что это маркетинговая акция, все участники которой заранее объявляются «победителями», и между которыми затем разыгрывается главный приз.

Уже несколько лет в разных городах России люди выписывают товары сомнительного качества в обмен на обещания выиграть миллионы рублей. Схема обмана "Почты на дом" или «Мегги молл» проста— вы видите в глянцевом журнале или газете красочный купон с объявлением выигрыша, не читая мелкий шрифт, звоните по указанным телефонам. Затем вам предложат оставить свои данные, чтобы выслать дальнейшие инструкции. В итоге вас объявляют победителем, но для получения приза предлагают купить давно залежавшийся на складе товар по завышенной цене. 

85-летняя пенсионерка из Петербурга Таисия Григорьевна в ожидании миллионов за два года отправила мошенникам около полумиллиона рублей. Но главного приза так до сих пор и не получила.

- Мама всю свою пенсию тратит на выписывание всевозможных товаров сомнительного качества. Мы уже не знаем, что делать. Пришлось получать за нее пенсию и контролировать все расходы, хотя она в здравом уме и сама себя обслуживает, - рассказывает сын пенсионерки.

Все началось с того, что пожилая женщина увидела в федеральной газете рекламу зимних сапог, при заказе получила в ответ красочное разноцветное послание, в котором говорилось, что она выиграла главный приз и стала миллионершей! И понеслось. Таисия Григорьевна словно потеряла разум – ждала обещанных миллионов и точно в срок оформляла заказы на пластиковые соковыжималки и чудо-терки. Постоянный перенос получения «миллионов» пенсионерку не настораживал.

«Принято окончательное решение: 28 сентября мы выезжаем к Вам, чтобы вручить огромную сумму 2300000 рублей! Ответьте в течение 48 часов и получите 2300 000 рублей. Отсутствие вашего ответа в указанное время означает отказ от получения денег», - такие навязчивые манипуляторские послания крупным красным шрифтом напечатаны на конверте.

Цинизм продавцов не знает границ – в красочном письме легковерным подписчикам предоставляют «паспорт миллионера» - картинку с фотографией и именем наивного покупателя и воодушевляющим обещанием «лично в руки передать заветный миллион». Даже билеты в дорогу мифические главные бухгалтеры якобы уже купили, чтобы передать деньги в руки пожилого человека – на бланке красуется фото проездного билета сообщением Москва-Петербург.

Цинизм продавцов не знает границ – в красочном письме легковерным подписчикам предоставляют «паспорт миллионера» - картинку с фотографией и именем наивного покупателя и воодушевляющим обещанием «лично в руки передать заветный миллион»

Множество гневных отзывов оставляют родственники потенциальных «миллионеров» в интернете:

«Акция Мегги Молл «подарок имениннику» — издевательство над пожилыми 73-х летними людьми. Обещают приз в 4млн!!! В обмен на заказ какого-то барахла по завышенной вдвое цене. В их документах написано: «Придите в любое отделение сберкассы 10 ноября и получите! Без оформления счёта и других документов по предъявлению «ваучера именинника»! Бумажкой этой подтереться можно! К какому юристу обратиться, чтобы прекратить деятельность этих гадов?».

«У меня бесконечно этими письмами счастья с 5000000 выигрышами разводят 80-летнюю бабушку. Cколько она там оставила денег — немыслимо. Никак не можем убедить её, что это развод. Продолжает заказывать эту дешёвую китайщину по ценам, выше тех, что в магазинах, раз в 6. Всё пребывает в мечтах, что привезут ей на дом 5 млн. Как избавиться от этих мошенников? Бабушка практически охраняет почтовый ящик сутками, чтобы не пропустить ни одного письма или извещения на посылку».

Бесплатный сыр…

Методы одурачивания и ограбления бывают разными. Кроме подписки на сомнительный товар с обещанием призов и денег, можно довериться ласковому голосу по телефону. Так на Васильевском острове орудуют мошенники, которые в телефонном разговоре с пенсионерами предлагают бесплатно отремонтировать старые оконные рамы, называясь представителями известной компании. Все, что ждет наивных пенсионеров в случае согласия — ограбление.

На Васильевском острове орудуют мошенники, которые в телефонном разговоре с пенсионерами предлагают бесплатно отремонтировать старые оконные рамы, называясь представителями известной компании. Все, что ждет наивных пенсионеров в случае согласия — ограбление.

«Моей сестре так позвонили и очень вежливо сказали, что в связи со строительством ЗСД, известная компания бесплатно устанавливает пластиковые окна всем желающим. Предлагают по гарантии все проверить и починить, причем готовы это сделать через пять минут. Хорошо, что она оказалась бдительной — решила проверить и перезвонила в ту компанию. Там ответили, что конечно, никакой подобной акции они не проводят. Как оказалось, на лестнице возле ее квартиры уже ожидали двое мужчин, якобы ремонтная бригада, которые собирались зайти в дом», — рассказал читатель газеты.

Почему пенсионеры доверяют мошенникам?

В подобных письмах или разговорах, как правило, используют манипуляторские приемы воздействия на психику.

Психолог и психотерапевт Дарья Константинова по просьбе «Моего района» проанализировала основные приемы воздействия на потенциальных жертв мошенников.

—  Бабушки и дедушки лучше находят общий язык с внуками и маленькими детками — потому что они сами немного дети. А когда ты ребенок — ты доверчив и веришь в сказку, веришь в чудо, любишь подарки, тайны и игры, персональное внимание к себе, призы и сюрпризы. Именно поэтому мишенью для компаний-мошенников являются старики. Старик-ребенок верит в сказку и чудо, известия о выигрыше большой суммы денег, главного приза, подарка. Именно эта детская вера в чудо и поддерживает общение с мошенниками.

Манипуляции, которые используют мошенники:

1. Документ. Яркие конверты, письма, красивая бумага, фотопечать. Наше поколение знает, как легко, используя компьютер, напечатать на бумаге любой текст: цветными буквами, разместить фотографию любого человека. Во времена наших дедушек и бабушек такого не было. Поэтому это вызывает у них доверие и веру в серьезность всего этого предприятия.

2. Сюрприз. Обещание выиграть миллион и при этом обещание получить выплату прямо в эту секунду. Ради исполнения такой мечты пенсионер готов выполнить еще несколько простых условий. Например, заказать товар за 7000 рублей. То есть, обещанный сыр (миллион рублей) всегда держится впереди, осталось сделать несколько простых шагов.

3. Срочность: «Только сейчас», «в течение 24 часов», «срочно» – эти слова, эти фразы написаны или сказаны именно чтобы дестабилизировать, чтобы не дать время на раздумья и действовать импульсивно.

4. Только для вас: Аферисты ловко манипулируют на чувствах уникальности и собственной важности: номинации, персональные обращения («дорогой Борис Иванович», «вам одному», «клиент месяца», «единственное уведомление для адресата», «сообщение касается вас лично», письма с фотографией) создают такую иллюзию: «Я избранный, меня выбрали и выделили. Вот родственники меня не уважают, а здесь меня по-настоящему увидели, оценили».

5. Внимание: Подписи в письмах, обращенных к старику, от лица гендиректора компании или даже от самого президента, создают ощущение собственной важности и нужности у получателя: «мне пишет сам генеральный директор, он читает мои письма, он меня выделил. Мне пишет сам президент страны». И если со мной общается сам президент страны, компании – значит, и я сам чего-то стою. Эта манипуляция очень здорово срабатывает, потому что у многих стариков эта потребность – быть в центре внимания, быть оцененными – очень велика. А также самого старика никогда не называют стариком в тех письмах, там поддерживается иллюзия молодости: «Уважаемый Борис Евгеньевич». Многие старики одиноки. Общаясь с фирмами-мошенниками, письмами, посылками, у них создаются иллюзия, что они не одни, у них есть друзья.

Совет близким: поддержите словом своего близкого человека. Помогите прожить ему эти чувства – разочарование в друзьях, боль, когда иллюзии и мечты рушатся. Одному ему не справиться. Ну и что, что вы предупреждали. Помогите этому ребенку внутри вашего старика пережить разочарование, оплакать потерю. И зажить реальной жизнью.

Как бороться с обманщиками?

Никита Харитонов, председатель общества защиты прав потребителей СПб «Потребительский Альянс»:

Рассылка писем с обещанием миллионного выигрыша — это предоставление организацией информации потребителю при заключении договора. По закону потребителю должна предоставляться полная и достоверная информация, необходимая для осуществления правильного выбора как товара, так и продавца.

Если предоставленные сведения не соответствуют действительности или вводят потребителя в заблуждение относительно последствий совершения сделки, это основание для возврата уплаченной за товар денежной суммы. И в этой ситуации наличие каких-то сносок мелким шрифтом в направленных пенсионеру документах не основание для освобождения продавца от ответственности. Вопрос о том, как воспринимается представленная информация, в частности, о выигрыше получателем письма определенной суммы денег, в случае спорной ситуации может быть разрешен проведением лингвистической экспертизы. Если в письме прямо указано что вы получите деньги крупным шрифтом, при этом где-то есть сноска мелким шрифтом о том, что это не так, - это, безусловно, должно расцениваться как предоставление недостоверной информации.

Если предоставленные сведения не соответствуют действительности или вводят потребителя в заблуждение относительно последствий совершения сделки, это основание для возврата уплаченной за товар денежной суммы. И в этой ситуации наличие каких-то сносок мелким шрифтом в направленных пенсионеру документах не основание для освобождения продавца от ответственности. 

Запретить рассылку подобных писем теоретически можно, но технически исполнить его практически невозможно. Достаточно заменить отправителя. Здесь вопрос не в запрете, а в том, что нужно делать, если это произошло. С точки зрения закона, ничтожными признаются условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей. В данном случае, такой запрет существует – на ограничение права потребителя на достоверную информацию при совершении сделки. Поэтому бороться с такими проявлениями возможно только одним способом – путем обращения в суд. Печально только, что пострадавшие пенсионеры вряд ли найдут в себе силы заниматься судебным процессом.