Истории

Артдокфест: сила преображения в документальном кино

С 8 по 16 декабря одновременно в Москве и Петербурге пройдет Международный фестиваль документального кино Артдокфест. «Мой район» в серии публикаций представит лучшие фильмы в современной авторской документалистике. Откроет фестиваль фильм Сергея Лозницы «Событие» о революционных настроениях в августе 1991 года.

Авторское документальное кино, представленное на «Артдокфесте» — это фильмы, в которых запечатлены истории людей и ситуации, преобразившие их жизнь. В своей повседневной реальности мы не всегда замечаем события, которые меняют наш взгляд на мир, а значит и наше окружение, и судьбу. То, что происходило на протяжении долгих лет или обрушилось в один день, умещается в час экранного времени, и в этом заключается одна из магических сторон документального кино. При просмотре фильма мы своими глазами наблюдаем трансформацию отдельных людей, сообществ или даже стран. Причинами, вызывающими преображение, часто становятся любовь, вера или убеждения человека.

брат-мой-каин

Фильм «Брат мой Каин» режиссёра Ирины Васильевой рассказывает историю человека, который совершил убийство. Двадцать пять лет назад Вячеслав Шараевский работал районным прокурором и знал, каким будет приговор — в СССР его преступление каралось расстрелом. Три года герой фильма ждал исполнения приговора. С распадом Союза и введением моратория смертная казнь была заменена на пожизненное тюремное заключение. По словам Вячеслава, за 37 месяцев, проведённых в одиночной камере в ожидании смерти, он пережил духовное преображение: вчерашний атеист и скептик обрёл веру в Бога. Во многом это произошло благодаря переписке героя со священником, отцом Александром Борисовым. В фильме показан диалог праведника и грешника, меняющего своё мировоззрение у нас на глазах.

«Хотелось рассказать про иное, чем в тюремных фильмах. А вот про каинову печать, которая в каждом человеке потенциально как вирус. Я недавно у Бердяева прочла, что нравственное сознание человечества началось с вопроса: «Каин, где брат твой Авель?» а заканчивается оно вопросом: «Авель, где брат твой, Каин?». Это потрясающая идея, что началось все с того, что нельзя убивать, а если человечество развивается, то мы должны думать о том, как убийцу спасти, как последнего человека вытащить из греха?» — объясняет выбор темы и героя режиссёр Ирина Васильева.

Увидеть фильм «БРАТ МОЙ КАИН» мы сможем 15 декабря в 18:00 на главной площадке фестиваля – в кинотеатре «ANGLETERRE CINEMA LOUNGE» (Малая Морская, 24).

погребижская

Ещё в одном фильме кинофестиваля «Артдокфест» мы встречаемся с силой воли отдельных неравнодушных людей в противостоянии с государственным формализмом. Герой картины «Васька» — подросток из психоневрологического интерната, которого признали необучаемым.

«Меня цепляет несправедливость, история борьбы одного человека с огромной махиной, будь то государственная система, болезнь или человеческое равнодушие. Герой моего нового фильма доказывает, что он имеет право жить обычной человеческой жизнью, а не быть «овощем», за которого всё решили в детстве, просто потому что он сирота» — рассказывает режиссёр Елена Погребижская.

В начале съёмок было непонятно, что случится с героем, удастся ли выстоять в этой борьбе. Однако благодаря личным усилиям самого режиссёра и публичному резонансу, вызванному фильмом, Васька выжил и смог найти свой путь в жизни. Такое кино обращает внимание не только на частную историю, но и на проблемы, которые существуют в нашем обществе. Елена Погребижская в своих интервью рассказывает о частой практике постановки необъективных диагнозов в детских спецучреждениях, лишающих детей-сирот права на полноценное развитие. История Васьки вселяет надежду на то, что каждая такая победа не только меняет частную ситуацию, но становится шагом к трансформации всей системы. Показ фильма «ВАСЬКА» и скайп-конференция с режиссёром пройдут 10 декабря в 19:00 впространстве «MINISTERSTVO» (Аптекарский пр., 4).

событие лозница2

Иногда преображение случается не с отдельной личностью, а с целым народом. Так было в августе 91-го года, когда петербуржцы вышли на улицы, чтобы высказать мнение о событиях, происходивших в стране. Мы сами, наши друзья и близкие были готовы пострадать за свои убеждения и больше всего хотели быть услышанными. Что заставило людей выйти из дома и что чувствовали мы в те дни? Сейчас можно интерпретировать события, рассматривая их через призму нынешних взглядов. Но документальная хроника, снятая в те дни кинооператорами Ленинграда, правдиво запечатлела человеческие лица, движения, слова и мысли. Благодаря режиссёру Сергею Лознице и его картине «Событие», которая открывает кинофестиваль, мы можем заново пережить тот день и встретиться с самими собой, какими мы тогда были. Автор не вмешивается в фильм с помощью закадрового текста, зритель ощущает себя как участник событий и погружается в атмосферу, царившую тогда в городе. Уникальные кадры, многие из которых не использовались ранее, были найдены режиссёром в архивах Ленфильма. Сергей Лозница часто выступает как летописец Санкт-Петербурга, именно его кинематографическому перу принадлежит фильм «Блокада» о блокадных днях города. Мастерство режиссёра при работе с кинохроникой, его талант выбирать живые кадры из груды материала уже были неоднократно отмечены киносообществом.

«Это художественный фильм, главные герои которого — люди, почувствовавшие себя гражданами, ответственными за свою судьбу и за судьбу страны. Мне кажется, очень важно сейчас помнить о том, что все могло быть иначе, можно было бы чувствовать себя достойным и гордым за то, что тогда удалось на очень маленький, короткий срок совершить», — говорит режиссёр Сергей Лозница.

8 декабря в 19:00 вместе с героями картины он представит фильм «СОБЫТИЕ» на Открытии фестиваля в кинотеатре «ANGLETERRE CINEMA LOUNGE» (Малая Морская, 24).

Подробнее о программе фестиваля:  vk.com/artdocfestspb2015 и 
www.artdocfest.ru/197

 

share
print