Город

Как создать пространство для жизни

"Мой район" разбирался, как сделать Петербург уютнее, районы – дружелюбнее, а места досуга — разнообразнее

Мы называем «общественными пространствами» и скверы у станций метро, где можно выпить кофе и удобно назначить встречу, и лофты в зданиях бывших заводов, которые открывают свои двери для творческих людей и малых предпринимателей. Однако назвать некое пространство «общественным» мало; чтобы жить, оно должно отвечать интересам граждан. Изучить, что нужно аудитории – вот первый необходимый шаг для развития общественного пространства, кто бы ни был инициатором его создания – городские власти, собственник здания или активная молодежь. В Петербурге обсуждают важность создания общественных пространств не только в историческом центре, но и на окраинах – у метро Проспект Просвещения.

Спрашивать людей

Общественные пространства – основа развития современных городов. Они не только формируют имидж и бренд города, создают дополнительные площадки для отдыха и общения горожан, но и помогают развить некогда депрессивные районы, повысить качество жизни и инвестиционную привлекательность территории. В законе города Москвы это понятие определяют как свободные от транспорта территории общего пользования, в том числе, пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, бульвары, а также разные части зданий и сооружений, предназначенные для досуга, массовых мероприятий и организации пешеходных потоков. Однако не стоит путать создание общественных пространств с обычным благоустройством - для их успешного развития нужна предпроектная аналитика и вовлечение горожан в процесс создания будущего «города для людей». Только так новые или трансформированные общественные пространства смогут раскрыть свой потенциал для жителей города и его гостей, и для инвесторов. Один из идеологов создания общественных пространств – датский архитектор Ян Гейл - в своей книге «Общественные места. Общественная жизнь» описал, как постепенные улучшения за 40 лет превратили Копенгаген из автомобильного города в пешеходный. Пешеходная улица Стрёгет в датской столице — самая длинная торговая пешеходная зона в Европе, а сам Копенгаген считается одним из лучших в мире городов для жизни. В Петербурге сейчас тестируют общественное пространство на Большой Морской улице, но помимо центра, где людские потоки и так огромны, нужно развивать спальные районы, где с комфортом все куда хуже. Одна из последних общественных инициатив – пешеходная зона возле метро Проспект Просвещения в Выборгском районе - за нее активно голосуют жители, собирая подписи под электронной петицией. В создании проекта приглашают поучаствовать и всех петербуржцев.

В Петербурге сейчас тестируют общественное пространство на Большой Морской улице, но помимо центра, где людские потоки и так огромны, нужно развивать спальные районы, где с комфортом все куда хуже. Одна из последних общественных инициатив – пешеходная зона возле метро Проспект Просвещения в Выборгском районе - за нее активно голосуют жители, собирая подписи в интернете

Сейчас здесь находятся грязные палатки с нелегальной торговлей, многие жители опасаются ходить по этому кварталу по вечерам. В интернете активно собирают подписи за оборудование пешеходной зоны и общественного пространства на месте грязного рынка. Идею поддерживают и городские активисты, и жители района. 15 ноября участники проекта художественного преобразования городского пространства «Искусство для города» вместе с проектом «Открытая карта» провели экскурсию «Очарование окраин», во время которой вместе с европейскими художниками, дизайнерами и урбанистами оценили будущее возможного общественного пространства на проспекте Энгельса.

Социолог, координатор проектов «Искусство для города» Александра Ненько считает, что для проектирования общественных пространств необходимо проведение исследования социальной жизни и качества среды. «Кроме исследований, важны групповые встречи с жителями, в процессе которых можно вместе придумать модель будущего пространства. Чтобы представить себе уже существующее пространство в новом свете, хороши художественные методы - игры, прототипирование, изобретение новых историй, совместное рисование нового образа места. Некоторые пространства города не являются общественными (обычно к общественным относят парки и площади), но являются общими. Место транзита рядом с метро, пространство больших потоков людей, является общим.

Пространство рядом с метро Проспект Просвещения именно такое. Оно не обустроено, визуально непривлекательно, и вызывает недовольство жителей. Но оно может быть активизировано и стать полноценным общественным пространством. Причем здесь уже есть спонтанные, стихийные проявления жизни - торговля. Судя по отклику, многие жители не хотели бы, чтобы торговля оставалась здесь, однако эта функция не противоречит качественным общественным пространствам. Торговля может поддерживать пространство, отчисляя процент на другие некоммерческие функции или поддержание элементов благоустройства, и дает повод оставаться в пространстве, если представить себе фестиваль или ярмарку. Другое дело, что торговля не должна быть единственной функцией, и лотки должны быть визуально привлекательными. На дизайн-сессии жители могут придумать, что может быть в этом месте, чтобы оно было живым и интересным, например, чтобы было место для встречи молодежи, место для отдыха пожилых людей. Кроме того, желательно придумать вместе и воплотить с помощью художников символ района. Тогда общественное пространство будет работать и на формирование идентичности района».

Пространство рядом с метро Проспект Просвещения не обустроено, визуально непривлекательно, и вызывает недовольство жителей. Но оно может быть активизировано и стать полноценным общественным пространством. Причем здесь уже есть спонтанные, стихийные проявления жизни - торговля

Исследовать территорию

Итальянский архитектор, дизайнер и менеджер проектов некоммерческой научно-исследовательской лаборатории PUSH Мауро Филиппи уверен, что проект не должен противоречить интересам других жителей пространства. «Обязательно нужно анализировать потоки людей, понимать, какие это социальные группы населения, что будет востребовано на этом месте. Если здесь уже стоят торговые зоны, нужно понимать, что при их перестройке или демонтаже с целью создания общественного пространства можно спровоцировать конфликт и последующее разрушение построенного. Торговцы, так или иначе, захотят снова занять эту территорию, поэтому важно договариваться и разговаривать с ними, а лучше с тем, кто за них отвечает. Это место возле метро Проспект Просвещения действительно хочется обустроить по-новому, но именно так, чтобы оно отвечало интересам разных социальных групп».

Архитектор и сооснователь художественного объединения "Басурама" Хуан Лопез-Арангурен (Мадрид,Испания) призывает тестировать будущие общественные пространства с помощью временных акций и фестивалей. «Я предлагаю метод – думать действиями – то есть вовлекать в создание пространства, создавая что-то своими руками, так как именно во время такого процесса появляются новые часто неожиданные идеи. Например, у нас в Мадриде была такая проблема – одна из улиц стала зоной для скейтеров - они катались там с утра до ночи, чем сильно раздражали жителей квартала, бабушек и мамочек с детьми. Все требовали их куда-то переместить и убрать оттуда скейт-парк. Мы придумали устроить однодневную акцию – использовали выброшенную на свалку мебель, приделали к ней колесики и поставили на этой улице. Так на один день бабушки, мамы с детьми, все, кого раздражал скейт-парк, стали участниками этого пространства, сами катаясь на этих импровизированных скейт-креслах. Так конфликт удалось разрешить».

Я предлагаю метод – думать действиями – то есть вовлекать в создание пространства, создавая что-то своими руками, так как именно во время такого процесса появляются новые часто неожиданные идеи

Проектировать процессы

Общественные пространства могут решать массу задач в городе, при этом важно проектировать не пространства, но процессы, считает программный директор института урбанистики «Среда» Олег Паченков, - Основные ошибки при создании общественных пространств– проектирование по остаточному принципу, подмена благоустройством. Кроме того, проектированием часто занимаются дизайнеры в одиночку, хотя это работа целой группы специалистов.

В городе много потенциальных общественных пространств, надо всего лишь взглянуть на них новыми глазами, обращать внимание на детали городской жизни, считает голландский урбанист Михаэль ван Ирсел. «Надо работать с уже существующим городом, использовать его и находить новые подходы. Например, в одном из районов Амстердама мы заметили, что между зданиями были небольшие проходы, которые вскоре оказались за решетками, так как собственники домов и бизнес их закрыли. Мы решили исследовать, что можно с ними сделать и пригласили художников и социологов. Создали один из проектов - тканевые занавеси, куда люди могли пойти и почувствовать уединение. Оказалось, что у многих из них - это частные владельцы, которые даже не знали об этих проходах, никак их не использовали».

В городе много потенциальных общественных пространств, надо всего лишь взглянуть на них новыми глазами, обращать внимание на детали городской жизни

Нет определения в законе

Лидер общественного движения «Народные эксперты», создатель проекта на территории Ивановского карьера Артем Шейкин рассказал о том, что создателям общественных пространств сложно попасть в инвестиционные программы. «Мы опросили более трех тысяч человек, создали концепцию, выбрали наиболее важные части для проекта, набрали экспертов. Гораздо проще разговаривать с чиновниками, когда за тобой поддержка более трех тысяч людей. Сложно заниматься комплексным развитием территории, на которой находится водный объект, сложно попасть в инвестиционные программы. Невозможно привлекать частные инвестиции ни от юридических лиц, ни от физических лиц. Невозможно привлекать частные пожертвования для реализации городских программ. Когда мы обратились в Комитет по благоустройству с предложением создать фонд для пожертвований для проектирования объекта, нам сказали, что для этого нет механизма».

Невозможно привлекать частные инвестиции ни от юридических лиц, ни от физических лиц. Невозможно привлекать частные пожертвования для реализации городских программ. Когда мы обратились в Комитет по благоустройству с предложением создать фонд для пожертвований для проектирования объекта, нам сказали, что для этого нет механизма»

Весной в Петербурге заработала рабочая группа по развитию общественных пространств при вице-губернаторе Петербурга Игоре Албине. Однако, по словам ее участников, основная проблема в том, что в правовом поле отсутствует сам термин общественное пространство. Нет и оператора, который отвечал бы за их развитие.

Председатель рабочей группы по общественным пространствам при вице-губернаторе Игоре Албине Евгений Бондарчук рассказал, что чёткого механизма реализации таких проектов нет – проблемы - отсутствие определения, отсутствие строки бюджета.

- Чиновники среднего звена не видят потенциальных общественных пространств. В комитете по Благоустройству даже есть термин «антропогенная нагрузка на зеленые насаждения». КГИОП считает, что люди вообще не должны жить, чтобы не влиять негативно на памятники. Наиболее активно нашу позицию разделяет комитет по культуре. Есть несколько парков исключений - ЦПКиО и парк Бабушкина, которые привлекают много людей и являются хорошими общественными пространствами. На Большой Морской создаётся подобие общественного пространства. Нужна концепция разработки общественных пространств Петербурга. Для этого нужно провести инвентаризацию общественных пространств, создать адресно-инвестиционную программу их развития и оператора. В данный момент мы создаем фонд развития общественных пространств.

Чиновники среднего звена не видят потенциальных общественных пространств. В комитете по Благоустройству даже есть термин «антропогенная нагрузка на зеленые насаждения». КГИОП считает, что люди вообще не должны жить, чтобы не влиять негативно на памятники

Как зарабатывают общественные пространства

Есть мнение, что креативные пространства — явление сугубо временное, обреченное либо на разорение, либо — на превращение в обыкновенный скучный бизнес-центр или торгово-развлекательный комплекс. На бизнес-завтраке в общественном пространстве «Бенуа1890» руководители разнообразных креативных площадок нашего города опровергли этот тезис и рассказали, что нужно, чтобы интересных для горожан мест становилось больше.

Дмитрий Мильков, креативный директор «Ткачей», обратил внимание на то, что, хотя общественные пространства могут быть очень разными, но они работают по неким определенным законам. Один из этих законов — рано или поздно любое из них обязательно должно стать прибыльным, иначе век его будет недолог. Для этого надо четко определить целевую аудиторию конкретного пространства, и вся работа должна строиться в соответствии с интересами этой группы. Пространство может и должно стать прибыльным, оставаясь при этом креативным, то есть — продолжая проводить открытые выставки, фестивали, маркеты, поддерживая малых предпринимателей и художников.

В Петербурге накопился уже значительный опыт по работе креативных площадок. Вполне успешны масштабные проекты, появившиеся по инициативе собственника. Так, завод «Ленполиграфмаш» развивает Contour на Петроградке, а фабрика музыкальных инструментов «Муза» на Васильевском превратилась в творческий кластер «АртМуза». Есть пространство «Ткачи», которое работает, в первую очередь, как бизнес-центр, но с особым вниманием подходит к выбору арендаторов. Есть лофт-проект «Этажи», который уже долгие годы живет в здании Смольнинского завода, комбинируя открытые бесплатные площадки и коммерческие проекты, включая кафе и хостел. Савелий Архипенко, архитектор и креативный директор «Этажей», говорит: «Мы не можем избежать коммерческой составляющей — нам нужно зарабатывать деньги на аренду. Сейчас мы планируем расширяться за счет проекта “Улица Контейнерная“. Небольшие помещения во дворе “Этажей” — промышленные контейнеры — займут малые предприниматели: уличная еда, магазины местных брендов, велопрокат и пр.».

Yarky Hostel & Space представляет новый формат: это хостел, где проводятся выставки, фестивали, открытые мероприятия для горожан. По словам руководителя проекта Людмилы Кудрявцевой, создание креативного пространства — хороший инструмент для монетизации: «Очевидно, что местоположение нашего хостела нельзя назвать выгодным. Выборгский район удален от центра, зато это — самый умный район города, со множеством вузов и потребностью в культурном досуге. Так родилась идея креативного пространства на базе хостела».

Создание креативного пространства — хороший инструмент для монетизации: «Очевидно, что местоположение нашего хостела нельзя назвать выгодным. Выборгский район удален от центра, зато это — самый умный район города, со множеством вузов и потребностью в культурном досуге. Так родилась идея креативного пространства на базе хостела»

Людмила Кудрявцева считает, что полезно было бы провести «инвентаризацию» креативных площадок города, собрать идеи и наработки, проанализировать удачный и неудачный опыт коллег. Тогда уже стоит приступать к реализации новых проектов на месте заброшенных заводов, которых все еще много в Петербурге.

Впрочем, бывшие фабрики — это вовсе не единственное поле для развития креативных пространств. Такие проекты, вероятно, будут все чаще появляться в жилых кварталах, на коммерческих и на городских площадках. Гендиректор Hansa SPb Development Олег Барков заявил, что его компания готова инвестировать в креативные пространства. «Это может быть востребовано в рамках жилых комплексов, где стоит попытаться объединить современные тенденции с советскими традициями организации досуга». Олег Барков обратил внимание на то, насколько сильно сейчас востребованы различные образовательные программы, вроде школ танцев или курсов рисования. Люди готовы вкладывать время и деньги в личностное развитие, не ставя себе целью заработать на своих умениях в будущем.

Спикеры сошлись на том, что сейчас — подходящее время для запуска и развития проектов креативных пространств. Алексей Басалыгин, руководитель «Третьего кластера», «Архитектора», «Флигеля» и Korpus-2, замечает: «Заказ на креативные кластеры появляется как раз в подобные периоды: когда пустуют площади, на смену одним компаниям приходят другие… Однако растущая нестабильность и все то, что сегодня происходит в когнитивной сфере, к сожалению, не способствуют развитию успешных проектов».