Новости

На ЛГБТ-кинофестивале «Бок о бок» покажут фильм об Эйзенштейне Гринуэя

Девиз Международного ЛГБТ-кинофестиваля «Бок о бок» — «Разная любовь — равные права». За картиной Питера Гринуэя последуют дискуссии, встречи и много кино.

Куратор фестиваля Гуля Султанова рассказала «МР» о том, как кино оживляет «памятник», а разговор о мужском и женcком ведет к свободе.

Расскажите о фильме открытия фестиваля.

Это картина культового режиссера Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато». Фильм рассказывает о поездке Сергея Эйзенштейна в Мексику. Это был некий критический момент в его карьере и жизни, когда, с одной стороны, он успешно работал в пропагандистском кино, а с другой — развивал новаторский киноязык. И вот он отправляется в Мексику, чтобы снять фильм «Да здравствует Мексика!». Там Эйзенштейн знакомится с человеком, который говорит с ним на волнующие режиссера темы: о радости жизни и о смерти, об открытии своей сексуальности. Внешняя канва картины соответствует реальным событиям, но, конечно, это не чисто биографический фильм, тем более, Гринуэй славится своим особенным художественным взглядом.

Гуля Султанова

Каким предстает знаменитый режиссер в фильме Гринуэя?

Главная заслуга этого фильма, на мой взгляд, — он оживил Эйзенштейна. Герой фильма не похож на застывшего забронзовевшего классика из советских учебников. Это очень ранимый, очень неуверенный в себе человек. В первой части кино Гринуэй постоянно выставляет его в довольно смехотворном виде. Это прием: свержение авторитета и акцент на том, что все — люди, и все беззащитны.
Кстати, у фильма скандальная история. Сначала Минкультуры планировало выделить средства на фильм о советском режиссере. Но когда чиновники поняли, что Гринуэй не собирается ничего скрывать, что он, наоборот, стремится открыть какие-то завесы, в том числе связанные с сексуальностью Эйзенштейна — они тут же отказали режиссеру в каком-либо сотрудничестве. Гринуэя интересовали личные дневники и переписка Эйзенштейна, но Госфильмофонд не дал доступ к архивам. Что ж, это очередная глупость наших чиновников, потому что фильм в итоге все равно получился, и в их же интересах было бы иметь к нему какое-то отношение. Интересно, что в картине эта история по-своему обыгрывается.

Какие аспекты общей проблемы прав ЛГБТ сейчас актуальны, и, в связи с этим, какие фильмы вы выбирали?

Ряд фильмов рассказывает о положении ЛГБТ в странах, где ситуация еще тяжелее, чем в России. Так, будет картина — крик души режиссера о том, как живут гомосексуалы в Ираке: очень сильный документально-игровой фильм «Общество». В сборнике о трансгендерах покажем фильм о мужчине турецкого происхождения, который живет в Австрии и является кросс-дрессером, то есть ему нравится переодеваться в женское платье. Несмотря на то, что его семья живет в Австрии, все родственники преследуют его. Фильм называется «Под завесой тайны»; когда тайна героя раскрывается, начинают происходить интересные вещи.
В этом году мы также затрагиваем тему жизни людей с ограниченными возможностями. Например, фильм «Дыра», получивший множество призов — с одной стороны, пронзительный и открытый, с другой — очень деликатный. Режиссеру удалось это совместить.
Мы будем говорить о маскулинности и о представлении женщин в культуре.

Кадр из фильма «Горничная Линн».

Почему вы решили затронуть эту тему?

Дело в том, что вопросы, связанные с людьми другой сексуальной ориентации или другой гендерной идентичности, не могут быть разрешены без разрешения вопросов бинарности мужского и женского. Сегодня мужское и женское начала зачастую рассматриваются как полярные, несовместимые в одном человеке. В этой «вилке» теряются не только трансгендеры, но и, в том числе, гетеросексуалы. В разных культурах и в разные времена по-разному представляли «настоящего мужчину» и «настоящую женщику». Одно это показывает, что определения «настоящих» весьма относительны. Например, сегодня даже самые консервативные женщины носят брюки. А еще сто лет назад, когда Марлен Дитрих впервые одела брюки и снялась в них кино, тут же встал вопрос об ее ориентации. Естественно, что никакого равноправия не будет в обществе, в котором существует жесткая привязка к стереотипам, связанным с ролевыми моделями мужчин и женщин.
Поэтому для нас важно говорить о том, что такое маскулинность, как она, в том числе, навязывается. Как представляются мужчины и женщины в культуре. Самые сильные герои — это, как правило, мужчины. Часто женщина выступает в роли обслуживающего персонала или в роли одного из архетипов: мать, жена.
Мы поговорим и о том, как можно менять ситуацию, менять психологию восприятия людей, и как это делают СМИ.

Почему разговор о равенстве полов встречает не меньшее неприятие со стороны значительной части общества, чем движение за права ЛГБТ?

Основа неприятия кроется в том, что с момента рождения нас разделяют цветом бантика — розовым или голубым. У мужчин и женщин предполагаются совершенно разные возможности, роли и обязанности. Я часто сталкиваюсь с людьми, которые принимают геев, лесбиянок и трансгендеров, но не принимают равноправия женщин. Вопросы, связанные с ролями мужчин и женщин, затрагивают всех, и поэтому встречают столь эмоциональную реакцию. Это нормально, но если бы мы могли поднимать эти темы публично, свободно и спокойно, дискуссия шла бы в более конструктивном русле. У нас же эти обсуждения загнаны в соцсети, в специализированные СМИ с узкой аудиторией, и чем более они маргинальны, тем выше эмоциональный накал. Но если, несмотря ни на что, дискуссия пойдет и дальше, ее постепенно начнут спокойнее воспринимать. Ведь, в конечном итоге, она освобождает всех, утверждая, что и мужчины, и женщины могут быть такими, какими хотят. Но это долгий процесс, предполагающий непрерывную адекватную дискуссию, которой в нашей стране, к сожалению, пока практически нет.

Фестиваль пройдет 19 — 28 ноября на площадках: «Варшавский экспресс», отель «Сокос», пространства «Море», Loft Your Mind, Ministerstvo. Стоимость билетов — 200 — 300 рублей.