Противопоставление мифа и реальности в новом спектакле Диденко, первый опыт политической фантастики в постановке Валерия Фокина, замах на «Войну и мир» в БДТ — самые любопытные премьеры наступившего сезона в обзоре «МР»
Наконец, все петербургские театры открыли театральный сезон. В своих приветственных словах, обращенных к зрителям, и в своих спектаклях режиссеры размышляют о сложном времени, которое мы не выбирали и в котором нам приходится жить и работать. О том, как театр может и должен отвечать вызовам эпохи, проводя исторические, художественные параллели и взывая к здравому смыслу и к высшим ценностям. И, наконец, о том, как отдельному человеку в этом агрессивном порой мире не потерять себя.
«Надо быть очень бдительными»
Александринский театр
Валерий Фокин, художественный руководитель:
«Мы открыли юбилейный 260 сезон. Для меня эта дата означает, прежде всего, ответственность, предъявляет требования, чтобы театр в наших сегодняшних условиях высоко держал профессиональную планку. На основной сцене мы продолжим работать с классикой, на новой — экспериментировать.
Меня очень волнует то, что мы открываем сезон в обстановке чудовищного агрессивного противостояния в культурной среде. Деление на правых и левых, наших и не наших… Сегодня я могу ответственно сказать, что это не просто какие-то поползновения — это прямая политика жесткого контроля. Самое главное, что угнетает сегодня, — это процветающее мракобесие, которое подогревает риторика некоторых изданий — абсолютно сталинско-ждановская.
Нам кажется, что хулиганство на выставках, вандализм с Мефистофелем — это шутки каких-то отдельных активистов. Но это не случайные люди, это определенные организации, которые невероятно расплодились. 100 лет назад было то же самое: тут черносотенцы, там революционеры…
Можно сказать только одно: нам надо быть очень бдительными. Игра в наших-не наших, патриотов-непатриотов очень опасна. И наивно думать, что эта пуля просвистит мимо тебя. Это серьезная политика идеологического контроля, которая, конечно, нравится кому-то наверху. Это — предлагаемые обстоятельства, в которых нам приходится существовать. Учитывая, что они не новы, они меня не пугают. Молодежи, которая не прошла советский опыт, будет сложнее».
Основная сцена:
Фото предоставлено пресс-службой Александринского театра.
«Ворон», уже на сцене
Режиссер Николай Рощин: «В своих постановках по Гоцци, я сосредотачиваюсь на схематичности его пьес, в которых, если они очищены от всякой второстепенной бутафории, можно увидеть, в том числе, и абсурдистскую природу его творчества.
Фьябы графа Гоцци впечатляют своей многогранностью и свободой, я считаю его абсолютным радикалом в драматургии. В этом смысле, диалог с моими предыдущими работами, в том числе со спектаклем на Новой сцене, продолжается. Это всегда трансформация природы абсурдистского театра, к которому я испытываю особую тягу, даже если на этот раз она обличена в жесткую сюжетную канву с фантастическими событиями и сильнейшими страстями».
«Три сестры», февраль 2016
Режиссер Андрий Жолдак
В.Ф.: «Первая из грядущих премьер, перенесенная с прошлого сезона на новый, – «Три сестры» Андрия Жолдака. Мне кажется, сегодня этот режиссер (я не беру его самую последнюю работу в БДТ — «Zholdak Dreams», я говорю о его постановках в Финляндии, в театре Миронова), развернулся в сторону актера. Актер стал больше его интересовать, поэтому я посчитал, что наша встреча может быть плодотворной».
Новая сцена:
«Галилео Галилей», декабрь 2015
Режиссер Марат Гацалов: «Спектакль основан на пьесе «Жизнь Галилея» Брехта, пьесе Татьяны Рахмановой и многих других текстах».
«Сегодня.2016», февраль 2016
Режиссер Валерий Фокин: «Мой сын Кирилл написал текст, очень меня заинтересовавший. И если бы это был не мой сын, а кто-нибудь другой, я все равно задумался бы о постановке, потому что идея невероятно увлекательная. Это фантастика, я никогда такого не делал. Эксперимент и в том, что и на Новой сцене я еще не работал. Мне хочется всю машинерию, которая там есть, попробовать подчинить смыслу. Там очень много сложных технологических задач, а художником, кстати, стал Николай Рощин».
Фото предоставлено пресс-службой БДТ.
БДТ им. Г.А.Товстоногова:
Андрей Могучий, художественный руководитель театра:
«Предстоящий год будет очень интенсивным и продуктивным, потребует от нас
затрат физических и психологических, но, тем не менее, я надеюсь, что он даст
должный результат и мы справимся с поставленными задачами».
«Крещёные крестами»
Режиссер Вениамин Фильштинский, по книге главного художника БДТ Эдуарда Кочергина.
«Игрок»
Режиссер Роман Мархолиа, по роману Ф.М.Достоевского, в главной роли – Светлана Крючкова.
«Война и мир»
Режиссер Виктор Рыжаков, по роману Л.Н. Толстого: в постановке будут задействованы и корифеи БДТ, и молодые артисты труппы.
Фото Лилия Томильцева
«Хотим выигрывать спектакли за счет их нервности»
Театр им. Ленсовета:
Юрий Бутусов, главный режиссер театра:
«В этом году захотелось повернуть театр к современной драматургии, к современному языку.
Мы делаем упор на приглашённых режиссеров, на какую-то человеческую, актёрскую природу. Мы хотим выигрывать спектакли за счёт их нервности и содержательности, а не за счёт внешнего роскошества.
Вообще сегодня театр ищет пути к зрителю, к сиюминутности происходящего. Это хороший и правильный путь. Немного похоже на разрушение лже-театра, когда актёр немного поигрывает, а зритель немного посматривает. Зрителю будто показывают что-то из другой жизни, про каких-то других плохих людей».
Основная сцена
«Демоны», декабрь
Режиссер Денис Хуснияров, по пьесе Ларса Нурена
«Сон об осени», январь
Режиссер Юрий Бутусов, по пьесе Юна Фоссе
«Жанна», март
Режиссер Мария Романова, пьеса Ярославы Пулинович
«Сон в летнюю ночь», апрель
Режиссер Сергей Филатов
Малая сцена:
«Жизнь взаймы», декабрь
Режиссер Сергей Филатов
«Платонов. Рассказы»
Режиссер Вера Камышникова
«Цилиндр», апрель
Режиссер Олег Леваков, пьеса Эдуардо де Филиппо
«Венчание», май
Режиссер Беньямин Котц (студент режиссерского курса СПбГАТИ из Польши), по пьесе Витольда Гомбровича
Фото Дарьи Пичугиной, спектакль «Иван и черт»
Театр «Мастерская»
«Молодая гвардия», премьера — 16 октября
Режиссер Максим Диденко, Дмитрий Егоров.
Это не инсценировка советского романа, это размышления о создании исторического и культурного мифа, для которого используются людские судьбы. Это попытка воссоздать и осмыслить рождение героической истории, вдохновляющей на подвиг миллионы людей, - и собственно историю как цепь событий. Что мы знаем о юных подпольщиках маленького города Краснодона, что мы хотим о них знать, что было на самом деле с молодыми партизанами, кто, за что и почему их так жестоко убил. И каково жить тем, кто остался. Жить в рамках жизни и в рамках мифа.
Пластическое решение мира, наполненного пафосом, представит Максим Диденко в первой части: это почти балет, который исполняют ожившие скульптурные группы. Вторая часть спектакля основана на документах — бумагах из архивов и музейных хранилищ, фотографиях, воспоминаниях родственников молодогвардейцев. Дмитрий Егоров реконструирует историю краснодонского подполья такой, какой она была. Достать из памятника людей— живых, любящих, боящихся, надеющихся, ненавидящих, — а не героические образы.
«Иван и черт»
Режиссер Андрей Горбатый
«Иван и черт» основан на фрагменте, не вошедшем в основную инсценировку «Братьев Карамазовых», премьеры прошлого сезона. Это размышление о гордыне, о вере и о потере души. Философ Иван придумал концепцию спасения мира. А она обернулась чудовищным оправданием зла.
Достоевский без достоевщины, под живой оркестрик, с разбитным рассказчиком, «было у отца три сына», сказочка такая со страшным концом. Подтянутый лощеный русский интеллигент встречается с мороком, разбитным хулиганом и балагуром чертом и вступает с ним в спор, сперва снисходительно, потом втягиваясь всерьез, — и не может победить. Потому что этот черт — часть его идеи и его души.
«Любовь и Ленин», уже на сцене
Режиссер Роман Габриа
История любви присяжного поверенного, русского эмигранта, скучающего в уютном семейном быте, к изысканной, с надломом по моде рубежа веков переводчице с романтическим именем Инесса, и немножко история о том, что бывает с теми, кому не везет в любви.
«Письмовник», декабрь
Режиссер Наталья Лапина, по роману Михаила Шишкина.
«Носорог», январь
Режиссер Александр Кладько, по пьесе Эжена Ионеско.
Спектакль — не политический памфлет, хотя само время диктует рифмы и аллюзии. «Носорог» — о возможности и потребности сохранить себя, свой облик и свою личность в царящем вокруг непостижимом безумии.
«Утиная охота»
Режиссер Григорий Козлов
Фото из спектакля «Кто боится Вирджинии Вулф»
«Пусть зритель плачет, смеется, молчит, уходит, не принимает…»
Театр им. В.Ф.Комиссаржевской
Александр Баргман, главный режиссер театра:
«В Театре им. Комиссаржевской на протяжении всей его истории как-то удачно сочетались спектакли с некой гражданской, социальной направленностью и яркие, зрелищные, в правильном смысле «театральные» представления. Думаю, что эти исторические черты театра нужно бережно хранить и развивать. Что мы, кстати, в прошедшем сезоне пытались делать. Но это не значит, что стоит себя жестко ограничивать. «Ничто человеческое не должно быть чуждо»… Надо искать, привлекать зрителя, одновременно изучая его и приучая к нашему тону театрального разговора. Мы продолжаем «взрыхлять почву».
Я мечтаю о том, чтобы наши спектакли игрались и в различных пространствах театра: у нас есть прекрасный чердак, подвалы, склад, уютное актерское малое фойе. И я уверен, что со временем, особенно когда в театр ворвутся талантливые студенты Сергея Бызгу, здесь все должно задрожать, затрепетать искусством, творчеством, живой кровью.
Я хочу, чтобы диалог со зрителем был умным и чувственным, бескомпромиссным, художественно выверенным. Чтобы не опускалась планка нашего диалога. Я хочу вести разговор о человеке, сотворенном для прекрасной жизни. Человеке – творце себя и гармоничной среды вокруг. В пьесе «Дом, который построил Свифт» есть такая фраза: есть большая разница между понятием «человек разумный» и «человек, имеющий разум».
Для чего-то этот маленький промежуток жизни нам дан, а театр может помочь хотя бы сориентироваться в ней – пусть ненадолго, пусть на день, на вечер. Пусть эти художественные образы, сцены, персонажи попадут в сердце. Пусть зритель плачет, смеется, молчит, пусть уходит, потому что не принимает, но, тем не менее, этот разговор со зрителем должен быть максимально честным и умным, а не удобным и просто развлекательным. Мне кажется, что театр – это поэзия, недоговоренность, туман, рассвет, что-то такое, чего нельзя высказать, а можно только почувствовать и ощутить. Я за многоточия и недосказанность.
Основная сцена:
«Дом, который построил Свифт», ноябрь
Режиссер Александр Баргман, по пьесе Григория Горина
«Унесенные Голливудом»
режиссер А.Максимков по комедии Р.Хатчинсона.
Малая сцена:
«Привидения»
Режиссер Алексей Утеганов, по пьесе Г.Ибсена, с Анастсией Мельниковой в главной роли.
Фото: ТЮЗ им.А.А. Брянцева
ТЮЗ им. А.А.Брянцева
«Чудеса в Муми-доме», уже на сцене, 6+
Режиссер Екатерина Максимова: «Ребенок взрослеет, когда самостоятельно преодолевает свои первые страхи, когда он готов защищать близких и начинает ценить реальный мир с его несовершенствами больше выдуманного».
«Гофман. Видения», декабрь
Режиссер Риккардо Марин, по сказочной повести Гофмана «Золотой горшочек», для подростков.
Молодой режиссер Рикардо Марин в постановке ставит во главу мысль автора о том, что человек с благородной душой и чистым сердцем всегда найдет силы, чтобы не поддаться дурному влиянию, не свернуть с избранного им пути.
Фотограф Виктор Васильев.
«Приют комедианта»
«Старомодная комедия»
Режиссер Александр Исаков, по пьесе Алексея Арбузова
Работница цирка приезжает в санаторий на отдых и немедленно все ставит с ног на голову: по ночам декламирует стихи соседкам по комнате, рассвет встречает песней, сбегает к морю через окно, дерзит докторам и ведет себя крайне независимо. Главврач Родион Николаевич раз за разом пытается увещевать недисциплинированную пациентку и однажды понимает, что раздражение уступило место симпатии. Так начинается история отношений двух одиноких людей. История, которая будет соткана из тончайших чувств и в которой не будет ни слова о любви.
Режиссер Александр Исаков: «Последнее время, по моим ощущениям, в нашей жизни не хватает проявления чувств – таких как любовь, дружба, влюбленность. Почему-то этого боятся. Мне кажется, герои пьесы Арбузова тоже испугались того, что с ними произошло, и попытались всячески это скрыть, уйти за «ширмы» — иронию, сарказм и так далее. Открываются они лишь в самом конце. Название такое потому, что сегодня обнаружить и проявить чувство как раз и кажется явлением старомодным».
«Русская антреприза им. Андрея Миронова»
«Великодушный рогоносец», ноябрь-декабрь
Режиссер Андрий Жолдак по пьесе Фернана Кроммелинка.
«Рюи Блаз», февраль
Режиссер Вадим Милков (Товстоногов), по романтической драме Виктора Гюго.
Фантастически современная пьеса, поднимающая вопросы человека и власти в такой откровенности, к которой не готовы порой иные СМИ.
«Маленькие трагедии»
Режиссер Владислав Фурманов.