Общество

Ольга Полякова: «В Петербурге тоже есть воздух»

Ольга Полякова («Ресторанный день», «День яблок», образовательный пикник «Трава», фестиваль экскурсий для местных «Открытая карта») показывает иностранцам «другую» Россию — водит экскурсии по арт-пространствам Петербурга.

С героиней интервью мы сидим на небольшой кухне в 6-комнатной старой квартире недалеко от Мариинского театра, в конце длинного узкого коридора, вдоль которого мелькают велосипеды, кеды, чемоданы. У плиты по-английски болтают, нарезая зелень, иностранные гости. Оля поясняет, что эта квартира — в международном проекте Airbnb, это такой сервис: жильцы, уезжая на время, через сайт сдают комнаты иностранцам. На кухню выходит кот, тоже иностранец — шотландец.

Ольге Поляковой 28 лет. Уже больше года она водит экскурсии для иностранцев по креативным, или арт-пространствам Петербурга. Она же — инициатор таких городских мероприятий как «Ресторанный день», «День яблок», образовательные пикники «Трава» и фестиваль экскурсий для местных «Открытая карта». Через 10 минут общения с этой девушкой, кажется, что у нее в голове зреет еще с десяток идей. Но сегодня мы говорим с ней о «другой» России, которую она показывает зарубежным гостям, и зачем ей это нужно.

Ольга Полякова. Фото: Сергей Ермохин.

— «Креативные пространства», «арт-пространства» — пока новые для Петербурга слова. Уже есть о чем говорить на экскурсии?

— Понятно, что, если иностранцы поедут в Москву, то там один центр современного искусства «Винзавод», который собирает 14 галерей, представляет собой больше, чем все наши креативные места. Но и в нашем городе тоже есть начинания, какой-то воздух и активность. Во-первых, у нас есть четыре крупных места, которые базируются в бывших промышленных объектах. Это «Лофт-проект Этажи», самый известный, почти 9 лет уже существует на бывшем хлебозаводе. Второе — это «Ленполиграфмаш», Петроградский район, там на нескольких этажах много разных кафе, магазинов, оборудовали крышу. Там можно шуметь, можно делать концерты. Третье место — на базе завода «Сигнал» на Кима, 6 сделан Эко-Лофт «MORE PLACE», постепенно оно обрастает какой-то активностью, известностью. Там есть хороший двор, много мастерских, студии образовательные. Еще один кластер — «Арт-Муза» на Васильевском. Там есть галереи, выставки. Еще на проспекте Энгельса построено арт-пространство и хостел Yarky. Это тоже типичный пример, когда старые здания начинают жить в новом качестве. Это только несколько примеров. Сейчас в городе больше 10 креативных пространств, каждое со своей историей.

— А в чем, по-вашему, уникальность самого этого явления, и в чем отличие «арт-пространства» от, скажем, просто наполненного активностью торгового центра?

— Во-первых, сами здания — индустриальные или просто старые частные дома — дышат историей. Во время перестройки они попали в частные руки, но по факту за их судьбой никто не следит. У нас очень много таких пустующих зданий. Зачастую они нуждаются в серьезной реставрации под контролем КГИОП. Но пока там ничего не происходит, хорошим решением становится именно арт-пространство.

Причем, для резидентов — молодых, креативных людей, дизайнеров, тех, кто хочет делать проект на стыке творчества и бизнеса — для них не важен какой-то суперремонт . Они могут сами обустроить все так, как им хочется. Как правило, в арт-пространствах нет глянцевого, дорогого дизайна, он просто оригинальный, сделанный с душой, своими руками.

Еще важно — соседство с людьми, близкими тебе по духу, по идеологии. Уникальность арт-пространств в том, что они дают малым проектам синергию, там о них узнает нужная аудитория, идет живой обмен опытом. И поскольку аренда не дорогая, они могут проводить демократичные, даже бесплатные мероприятия для жителей.

Как правило, в арт-пространствах нет глянцевого, дорогого дизайна, он просто оригинальный, сделанный с душой, своими руками.

— Что лично вас связывает с креативными пространствами?

— Мой первый бизнес был мастерская по изготовлению бумажных букетов. В 2012-м мы с партнером открыли ее в новом арт-пространстве «Четверть» в особняке на улице Пирогова. Собрались такие около творческие ребята: там появились шоу-румы дизайнеров, студии фото, йоги, театр, кафе вегетарианское, магазины одежды, образовательные проекты, мастерские... Позже мы с друзьями начали там разные мероприятия проводить. Подружились с ребятами из других арт-пространств. «Четверть» стало популярным местом, а мне предложили работать в PR. Ну а потом хозяин решил, что может там больше денег зарабатывать, и потребовал освободить особняк.

Конечно, для всех резидентов это было ударом. Мы, как могли, привлекали внимание, приглашали журналистов. В итоге, «Четверть» мы не отстояли, зато получилось так, что о креативных пространствах в городе заговорили, ими стали интересоваться девелоперы. Меня даже попросили провести для них экскурсию, показать, как работает эта индустрия.

— Как появилась идея показывать арт-пространства иностранцам, и чем они им интересны?

— К нам на квартиру приезжает много ребят из других стран. Сначала это было просто: «Давайте я вам покажу индустрию, в которую вовлечена». А потом родилась идея экскурсий. Это стало возможным и благодаря сайту Sputnik8.com. Его затеял мой друг Саша Ким (там любой человек, знающий интересные места, может зарегистрироваться гидом). Там иностранцы обо мне и узнают.

Как правило, участники моих экскурсий уже видели старый город, побывали в музеях. Но все, что им показывают — это наследие прошлого. Им непонятно, что происходит в городе сейчас. Когда у себя дома они слышат о России, у них часто складывается мнение, что здесь люди не очень предприимчивые, что все у нас консервативно. А тут вдруг видят, что у нас есть независимые проекты, что они могут существовать и отстаивать свою точку зрения. Что они даже берут на себя какую-то социальную нагрузку — скажем, благотворительные магазины и акции, пропагандируя раздельный сбор мусора и другие эко-практики.

Все, что обычно показывают иностранцам — это наследие прошлого. Им непонятно, что происходит в городе сейчас. Когда у себя дома они слышат о России, у них часто складывается мнение, что здесь люди не очень предприимчивые, что все у нас консервативно. А тут вдруг видят, что у нас есть независимые проекты, что они могут существовать и отстаивать свою точку зрения. Что люди своим творчеством меняют жизнь вокруг себя, создают какие-то полезные вещи. Что у нас есть живая, думающая молодежь, есть люди, которые не кричат «Крым наш», не разделяют политическую линию власти, или просто что-то делают сами для общества.


— Как, примерно, проходит экскурсия?

— Начинаем с «Тайги» на Дворцовой набережной, 20. Место 5 лет назад арендовали дизайнеры, айтишники, фэшн-дизайнеры. Там есть шоу-румы, кафе в скандинавском стиле, хипстерская парикмахерская. Также заходим в «Миракл» — совсем рядом, Мошков переулок, 4 — это тайм-кафе, такого формата практически нет на Западе. Потом идем на Белинского, 9 — там независимый кинотеатр «Кино без попкорна» и на этажах находятся разные проекты, на крыше также работает тайм-кафе — мансарда «Лимонад».

Посещаем «Флигель» на Восстания, 24 — это большое пространство, очень молодое, во дворах, там много баров, открытая крыша, дизайнеров много, приятный дворик. Заходим в хостел — он интересен тем, что художники рисовали картины вместо платы за жилье.

Потом заходим в пространство «Кодворинг», пока малоизвестное. Это двор дома на Ковенском, 14, — хостел, мастерская фикс-байков, есть буфет с выставками и мероприятиями, книжный магазин, хорошие граффити.

Раньше мы еще ходили «Третий кластер» на 8-й Советской, 4. Там винный бар, парочка кафе в контейнерах, а крыши используются как веранды, тоже милый дворик. Потом еще смотрим «Пушкинскую, 10», «Лофт-проект Этажи». Конечно, экскурсию по этим местам нельзя сделать один раз и навсегда, постоянно все меняется, какие-то места закрываются, открываются новые.

— Наши арт-пространства похожи на европейские или у нас это все-таки что-то иное?

— Да, многие проекты очень похожи на те, что есть в Европе. Но в Германии, к примеру, больше сквотов (когда люди просто захватывают здание). У нас это только «Пушкинская, 10», такой исторический сквот. Но если мы посмотрим на «Пушкинскую, 10», то, по большому счету, там все замерло. Отсутствие бизнес-составляющей не дает развиваться этому проекту. Нам, в России, всегда нужна бизнес-мотивация, наверное, в этом различие. Тебе нужно выживать, а для этого нужно творить. В европейских примерах бывает по-разному, там есть социальная мотивация — мы знаем там много чисто социальных проектов. Просто сами социал-демократические идеи — равенство, толерантность, взаимопомощь — там ближе и понятнее. Мы еще не дошли до этого, но мы движемся.

Нам, в России, всегда нужна бизнес-мотивация, наверное, в этом различие. Тебе нужно выживать, а для этого нужно творить.

— Чему удивляются туристы?

— Всегда удивляются, что арт-пространства у нас не поддерживается ни государством, ни большим бизнесом, что все они выживают сами по себе. В одной из групп был муниципальный чиновник из Майями-Бич, США. Он отвечает за развлечения и благоустройство в парках и на пляжах. Он, видя, сколько всего делают наши ребята, удивлялся, что такие оригинальные проекты делают мелкие предприниматели, а не муниципалы, чиновники. Он увидел потенциал для города, и не понимал, почему городу это все не очень интересно.

— В чем глобальная идея этих экскурсий для вас?

— Мне важно именно показать зарубежным гостям другую Россию, Россию малых дел. Что люди своими малыми проектами, своим творчеством меняют жизнь вокруг себя, создают какие-то полезные вещи. Что у нас есть живая, думающая молодежь, есть люди, которые не кричат «Крым наш», не разделяют политическую линию власти, или просто что-то делают сами для общества. Иногда для зарубежных гостей наш опыт даже становится вдохновением на что-то подобное у себя на родине, они признаются, что, когда ходят по нашим арт-пространствам, думают: «О, какая у меня скучная жизнь! Вот бы и мне затеять что-то такое!».