Каким должен быть современный учитель
Каким — и кем — должен быть современный учитель для учеников, их родителей, коллег, — в материале «МР» рассуждают психологи, специалисты по педагогике, учителя-практики.
Свои требования и претензии к школьным учителям предъявляют все: дети, родители, коллеги, чиновники… Есть мнение, что преподавание — это услуга, и единственная функция учителя-консультанта — передать ученику некое фиксированное знание. Если согласиться с ним, то роль учителя, совершенно инструментальную, нечего и обсуждать.
Однако сами учителя категорически не согласны с таким подходом. Они настаивают, что учитель — профессия творческая, и педагог должен быть свободен в выборе методов для достижения конечной цели школьного образования. Впрочем, насколько глобальна эта конечная цель, также можно спорить: «поступить» подростка в институт или всесторонне подготовить к жизни в современном мире?
Кроме мнений, есть реальность: учитель, намеренно или нет, является для детей примером взрослого человека, профессионала, члена общества. Таким образом, кроме знаний учитель неизбежно передает ценности.
Каким — и кем — должен быть современный учитель для учеников, их родителей, коллег, — в материале «МР» рассуждают психологи, специалисты по педагогике, учителя-практики.
pixabay.com
Не «чему» учить, а «как» и «зачем»
За последние несколько лет изменилось само понятие «знания»: теперь информация больше не может восприниматься как некий багаж. Сегодня знания — это стремительно несущийся поток. Знания устаревают так быстро, что важно не столько обладать каким-то запасом, сколько уметь находить в информационном хаосе то, что нужно, владеть навыками самообучения, свободно ориентироваться в мире современных технологий, мыслить критически и системно. Эти качества могут и должны быть развиты в школе, но традиционные практики мало этому способствуют: долгие периоды неподвижного сидения и молчаливого слушания, заучивание наизусть, жестко установленные роли («учитель, который знает и говорит», и «ученик, который не знает и слушает»). Именно эти, явно устаревшие, практики продолжают доминировать в большинстве школ.
Педагоги считают: школа, хоть и является неким убежищем, готовым предоставить ребенку поддержку, защиту и возможность развития, не должна быть закрытым институтом, оторванным от реальной жизни. Человеку неизбежно придется столкнуться с вызовами современного мира; от выбора учителя, во многом, зависит, как он будет отвечать на этот вызов. Например, то, как человек будет реагировать на разнообразие мира, на все, что не похоже, непривычно, странно; будет ли он стремиться узнать о непонятном больше или, наоборот, решит обособиться, противопоставить себя другому. Стиль преподавания и общения с учениками может стать основой для осознания человеком демократических ценностей, уважения свободы другого, а также своих прав и их границ.
Педагоги считают: школа, хоть и является неким убежищем, готовым предоставить ребенку поддержку, защиту и возможность развития, не должна быть закрытым институтом, оторванным от реальной жизни. Человеку неизбежно придется столкнуться с вызовами современного мира; от выбора учителя, во многом, зависит, как он будет отвечать на этот вызов.
Между тем, психологи утверждают, что современные дети все меньше и меньше готовы принимать рассказы учителей «на веру», они все более настроены на то, чтобы создавать собственные истории и смыслы. Очевидно, что сегодняшние школьники познают мир, общаются, мыслят по-другому; это значит, что и учителям нужно «учиться учить» по-новому. Педагоги считают, что сегодня необходимо внедрять экспериментальные практики, искать новые формы общения учителя с учениками. Школьникам надо давать больше возможностей для инициативы, высказывания, размышления.
Что мешает учителям творить
На Семинаре в «Институте педагогического образования и образования взрослых РАО» учителя, в том числе, говорили о внешних факторах, которые мешают им пробовать новые подходы и преподавать на современном уровне. Они жаловались, что чиновники доминируют над учителями в системе образования, голос простого учителя слышать не хотят, вал формальной бумажной работы не дает сосредоточиться на самом процессе преподавания. Учителя говорили о том, что педагогам нужно создать условия для самореализации; для начала, должно быть право на выбор методов и приемов работы.
Под автономией учителя как специалиста подразумевается и внешний стимул, и внутреннее стремление к творчеству: «Если учитель всего боится, то как несчастливый может научить других быть счастливыми?»(М.Е.Вознесенская, педагог). Аналогично: как «послушный», несамостоятельный учитель, действующий исключительно по регламенту, может воспитать инициативную, свободно мыслящую личность?
Как это ни печально, профессия учителя сегодня не относится к числу престижных. Не многие молодые талантливые специалисты приходят в школу, а те, которые приходят, редко выдерживают больше 1-2 лет. Во многих школах средний возраст педагогов — выше 50 лет, и разрыв между поколениями учителей и учеников растет из года в год.
Как это ни печально, профессия учителя сегодня не относится к числу престижных. Не многие молодые талантливые специалисты приходят в школу, а те, которые приходят, редко выдерживают больше 1-2 лет. Во многих школах средний возраст педагогов — выше 50 лет, и разрыв между поколениями учителей и учеников растет из года в год.
firestock.ru
Чего ждут от учителей современные школьники?
● Социальная поддержка
● Понимание
● Желание общаться не на учебные темы
● Помощь в ориентации в современном мире
● Помощь в выработке гражданской позиции
Подходы, умения и действия учителей XXI в.
● ценить разнообразие мнений и практик
● сопереживать людям, которые воспринимаются как «другие»
● допускать сомнения о том, что считается «нормальным»
● интерпретировать различные источники информации
● договариваться с учениками о критериях оценки
● быть готовым выступить в качестве посредника в межкультурных обменах
● знать механизмы предрассудков, стереотипов, дискриминации
● знать правовую базу, регулирующую права и гражданские обязанности
● разрабатывать методы обучения, которые позволяют извлечь выгоду из разнообразия
● принимать различные, необходимые в данной ситуации, роли в классе
● отказываться, когда необходимо, от проявления своей учительской власти
● планировать работу в классе таким образом, чтобы обеспечить равный доступ и участие всех учеников
● принимать во внимание влияние онлайн-окружения на познавательный опыт школьников
В тексте использованы материалы конференции по философии образования, проходившей в петербургском филиале «Института управления образованием РАО» в июне 2015 года,тезисы «Манифеста учителей 21-го века» (Март 2014 г., Комитет по образованию и культуре Конференции международных неправительственных организаций Совета Европы, Страсбург).
firestock.ru
«Скука возникает там, где ребенку не дают слова»
Жанна Воробьева, председатель комитета по образованию Санкт-Петербурга:
Статус петербургского учителя – особый. Наши педагоги по праву входят в состав интеллектуальной элиты России, их авторитет признается коллегами, а уровень мастерства подтверждается на конкурсах самых высоких уровней. Такой статус не только дает социальное признание, но и предъявляет высокие требования к профессиональным и личным качествам каждого учителя.
С профессиональной точки зрения, учитель должен идти в ногу со временем, соблюдая баланс между инновациями и традициями. И в этом смысле очень важно, чтобы учитель умел не только учить, но и учиться. Молодые – у старших коллег, старшие – у молодых. Недаром предстоящий общегородской педагогический совет в этом году проходит под девизом «Диалог поколений».
Хороший учитель должен уметь вести этот диалог и извлекать из него пользу для своего дела. Постоянное самосовершенствование – обязательное условие профессионального роста педагога. Наша задача – поддерживать этот вектор. Почти 40 тысяч учителей в прошлом году прошли курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Хороший учитель должен уметь вести этот диалог и извлекать из него пользу для своего дела. Постоянное самосовершенствование – обязательное условие профессионального роста педагога. Наша задача – поддерживать этот вектор. Почти 40 тысяч учителей в прошлом году прошли курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Если говорить о личных качествах учителя, то он должен быть для детей не только наставником, но и старшим товарищем, к мнению которого прислушиваются. Ошибочно считать, что это функция исключительно классного руководителя. Ребенок может потянуться к любому учителю, который покажется ему близким по духу. Хороший педагог не оттолкнет ребенка, а пойдет с ним на контакт, поддержит, поможет мудрым советом, убережет от детских ошибок.
Каждый учитель, который хочет добиться успеха и признания в своей профессии, прежде всего, должен любить детей и свое дело. Люди, которые оказались в профессии случайно, которые не хотят развиваться, которые равнодушны к детям с их детскими проблемами, никогда не смогут стать действительно хорошими учителями.
Можно долго перечислять качества хорошего учителя, но нельзя требовать, не предлагая ничего взамен. Труд педагога, безусловно, должен достойно оплачиваться. К настоящему времени нам удалось довести среднюю заработную плату учителя до уровня средней зарплаты по городу. Таким образом, с учетом предпринимаемых мер поддержки молодых педагогов, решение человека прийти в профессию уже не имеет оттенка жертвенности. Работа педагога стала специальностью, которая приносит не только моральное удовлетворение, но и способна обеспечить его материальное благосостояние. Поэтому интерес к профессии стремительно растет – только в прошлом в прошлом году в наши школы пришло более 800 молодых специалистов, что значительно превышает показатели прошлых лет. Они принесли с собой свежие идеи и новый взгляд на будущее. И я уверена, что из них получатся отличные учителя.
Светлана Песоченская, психолог-консультант, арт-терапевт, работает в средней школе:
Нынешним представителям системы образования важно быть «в тренде». Сейчас нет проблемы в недостатке информации, проблема — в ее избытке. Дети, как и взрослые, устают от бесконечного информационного потока, поэтому учителям важно суметь заинтересовать свою аудиторию с первых секунд. Учителю важно иметь представление о современных гаджетах, игрушках и популярных героях, владеющих умами детей и подростков; обращаться к примерам из детского мира, использовать их в обучении, так как это может быть надежным подспорьем в завоевании доверия детей.
Еще одно важное качество – желание общаться с детьми, вести беседы, вызывать на диалог. Диалог – это большое «нет» скуке, потому что скука возникает там, где ребенку не дают слова.
Еще одно важное качество – желание общаться с детьми, вести беседы, вызывать на диалог. Диалог – это большое «нет» скуке, потому что скука возникает там, где ребенку не дают слова.
Дети, начиная с 3-4-ого класса, подходят к образовательному процессу с большим сомнением: «Ну, и? Чем вы нас удивите?» Родители тратят уйму сил на то, чтобы каждая минута жизни ребенка была занята каким-то делом: «Сначала у нас школа, потом репетитор по английскому, математике, латыни, бассейн, танцы… А если тебе скучно в перерывах, то держи свой гаджет». У школьника совершенно не остается времени на праздные размышления. И в какой-то момент дети просто забывают, что можно заинтересовать себя самостоятельно.
Роман Демьянчук, проректор по научной и инновационной деятельности Института специальной педагогики и психологии:
С точки зрения профессионального стандарта, учитель должен быть идеальным: разносторонне образованным, свободно владеющим интерактивными технологиями и иностранными языками, психологически подкованным, толерантным, постоянно развивающимся, создающим учебно-методические комплексы, пишущим научные статьи, выступающим на конференциях и побеждающим в конкурсах педагогического мастерства, обеспечивающим своим ученикам высокие баллы по результатам ЕГЭ и первые места на олимпиадах…В последние годы очень много говорят о том, каким учитель должен быть. Только иногда за конструированием идеала многие забывают, зачем. А затем, что главное и очевидное предназначение учителя – учить. Учить отличников и троечников, олимпиадников и середнячков, будущих врачей и будущих рабочих… Когда-то давно профессор Института специальной педагогики и психологии Е.С. Иванов сказал: «Общения с педагогом ничто не заменит - ни компьютер, ни технология». И потому учитель должен … Просто быть. И быть Человеком.
Валерий Столов, директор Частного образовательного учреждения
«Школа-сад "Менахем"»:
Традиционно главным качеством «хорошего учителя» считалось умение быть источником знаний для учеников. Однако в эру Интернета эту роль всё чаще играет «всемирная паутина». А что же тогда остаётся на долю учителя? То, что всё чаще находится в дефиците: живое человеческое общение, способное стать источником не только физиологического, но и духовного роста для молодых людей. Таким образом, бытующее ещё несколько лет назад представление, что современный учитель – это некий безликий координатор индивидуальной образовательной деятельности ребёнка, не оказывающий на него в человеческом, воспитательном плане практически никакого влияния, можно считать устаревшим. Сегодня родители, наиболее придирчиво подходящие к вопросу выбора школы, что называется, «идут на учителя»; именно в нём видят главную причину, чтобы их дети учились именно здесь.
Марина Трубилова, выпускница школы 2015 года:
Мне кажется, главной проблемой большинства наших учителей были испорченные нервы. Например, у нас была добрая и веселая учительница физики, которая как-то удивила нас тем, что интересуется футболом, и потом часто непринужденно болтала с нами о «Зените» на переменке. Но она же иногда срывалась, кричала на всех подряд, несправедливо ставила двойки даже тем, с кем только что болтала, устраивала контрольные без предупреждения. И таких учителей было много. Мне кажется, они сами переживали из-за своих срывов. Я считаю, что все они — хорошие люди, и это главное. Но я не уверена, что они — хорошие учителя. Видимо, условия жизни сделали их такими нервными, раздражительными и порой несправедливыми.