Александровский дворец в Царском селе ждет масштабная реставрация
1 сентября дворец закроют, а вновь он примет посетителей не раньше, чем в 2018 году.
Александровский дворец в Царском селе, знаменитый как родовое гнездо последних царствующих Романовых, полностью закрывается для посетителей 1 сентября. Дворец ждет масштабная реставрация. Обновленный дворец примет первых посетителей, в лучшем случае, в 2018 году. «МР» узнал, какой будет новая жизнь дворца:
Проект и финансирование
Автор проекта — архитектурная мастерская «Студия 44». Первый этап работ уже выполнен. Переоборудование цокольного этажа (подвала), частичная замена перекрытий западного флигеля проходили в работающем музее. Однако дальнейший ремонт невозможно вести при посетителях: необходима замена устаревших инженерных систем, перекрытий, стропильной системы. Завершающая стадия - реставрация интерьеров. Директор ГМЗ «Царское село» Ольга Таратынова говорит: дворец откроют в 2018-м, если удастся одновременно вести инженерные и реставрационные работы. В 2018 году исполниться 100 лет с мрачной даты: убийства императора Николая II и его семьи. Чтобы успеть к этому сроку, музею нужны деньги.
Целевая федеральная программа покрывает около половины необходимой суммы (она составляет 889,6 млн рублей). Ольга Таратынова, говорит, что сейчас музей активно привлекает спонсоров (физ- и юрлица), которые могли бы взять на себя какую-то часть расходов.
Ольга Таратынова.
От классики к модерну
Значительная часть интерьеров, которые планируется воссоздать к 2018 году — это частные интерьеры Николая II и его жены Александры Федоровны (Мавританская уборная, Рабочий кабинет Николая II, Сиреневый кабинет…). Здесь будет восстановлена меблировка и архитектурная отделка рубежа XIX-XX веков.
В помещениях парадной и библиотечной анфилады будет воссоздана частично сохранившаяся отделка эпохи классицизма, созданная Джакомо Кваренги.
Экспозиция будет начинаться с парадной анфилады, и первым залом здесь станет Малиновая гостиная. О ней рассказал Олег Кузеванов, главный архитектор проекта реставрации Александровского дворца: «Можно выделить три исторических периода жизни этого помещения. Здесь была парадная опочивальня Александра I, потом, при Николае I, это была Малиновая гостиная его жены Александры Федоровны (именно это время мы воссоздаем). Позднее, при Николае II, здесь разместилась домовая церковь, ииконостас которой сейчас хранится в Эрмитаже. Малиновая гостиная в архитектурной отделке Джакомо Кваренги была одним из любимых залов императрицы Александры Федоровны, которая вообще предпочитала оттенки сиреневого цвета. Она проводила здесь много времени, сохранились изображения гостиной (самое известное - акварель Луиджи Премацци), фотографии, а также - множество подлинных вещей, часть которых сейчас находится в музее-заповеднике “Павловск”».
Малиновая гостиная (илл.Луиджи Премацци)
Судьба дворца
Дворец был построен по приказу Екатерины II для любимого внука —- будущего императора Александра I, но тот впоследствии предпочитал жить в парадном Екатерининском. Семейным гнездом Романовых Александровский дворец стал, начиная со времени правления Николая I. Император с семьей проводил здесь каждый год с ранней весны до поздней осени.
С 1904 года дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II, семья которого жила здесь вплоть до высылки 1 августа 1917 года. Как рассказывает Ольга Таратынова, после их отъезда историк искусства Георгий Лукомский (позднее назначенный председателем Художественно-Исторической комиссии по превращению дворцов Царского Села в музеи. - Ред.) сделал фотофиксацию, которая очень помогла в работе над проектом восстановления. Помогают воссоздать облик залов и автохромы, которые музей выкупает на аукционах с помощью спонсоров.
После революции здесь были музей царского быта, детский дом, санаторий НКВД. Во время войны здесь размещался штаб командования гестапо. Хотя дворец был разгромлен, разрушена дворцовая церковь, все же, он не получил столько значительных повреждений, как Екатерининский.
После окончания войны здание было передано Всесоюзному музею Пушкина. По словам Ольги Таратыновой, это было не совсем продуманное решение: при реставрации были уничтожены многие интерьеры, считавшиеся тогда «не художественными» и не подходящими для музея Пушкина — в стиле эклектика, модерн. Тогда в почете была только классика, и реставраторы воссоздавали интерьеры эпохи Кваренги.
Только в 2010 году Александровский дворец перешел музею-заповеднику «Царское село». «Нам хочется видеть его блестящим современным музеем, удобным для посетителей» - говорит Ольга Таратынова.
Подвалы дворца. Фото: Денис Смирнов.
Подвалы
Павел Соколов, заместитель директора «Студии 44», объяснил, что дворец строился не для того, чтобы проводить здесь крупные мероприятия и приемы, а для отдыха и быта царское семьи. Поэтому главной задачей проектировщиков стало обустройство помещений, связанных с приемом и обслуживанием большого потока посетителей. Вестибюль, гардеробы, кассы, кафе, сувенирный магазин решили разместить в подвалах. Для этого пришлось проводить сложнейшую инженерную операцию, связанную с понижением уровня пола на цокольном этаже: в среднем, уровень был понижен на 60-100 см. При этом был усилен фундамент несущих стен, а колонны были переставлены на новый фундамент. Руководитель проекта подрядчика рассказывает, что в какой-то момент здание буквально «висело» в воздухе, и все это происходило при действующей экспозиции. Это операция по подъему дворца и установке нового фундамента была опасна для всей конструкции здания. Во дворце поставили более 4 тысяч марок, чтобы отследить деформации, которые могли произойти в ходе процедуры. Но никаких деформаций не было обнаружено.
Александровский парк
Ольга Таратынова отмечает, что насущной проблемой для музея сегодня является состояние Александровского парка. Сейчас реставрируется павильон «Арсенал», а следующим будет Китайский театр, который, как и «Арсенал», с 1944 года стоит без крыши.
«У нас были долгие дискуссии, что делать с Китайским театром. Были сторонники восстановить там театр, но, по моему мнению, это абсолютно не перспективно. У нас нет сейчас современного помещения для выставок, поэтому мы решили оборудовать там выставочный зал, который будет трансформироваться для конференций, показов, в том числе и театральных. Автор проекта реставрации Китайского театра — также “Студия 44”. Кроме зала, там будет и открытое хранение фондов мебели и костюмов.
Параллельно идут работы над зданием Императорской Фермы (архитектор А.А.Менелас). Там будет оборудован зоопарк, кафе, детский сектор, музейная часть».
Павильон «Арсенал» в лесах.
Арсенал
Павильон «Арсенал» был сделан по подобию английского замка, и назывался «Дом рыцарей»: здесь «жили» все те рыцари, которые сегодня мы можем увидеть в Рыцарском зале Эрмитажа. (Романовы передали коллекцию в Эрмитаж еще в 1880-е годы). Реставрация начали год назад, а завершить планируется уже в марте 2016 года. Вряд ли после открытия сюда вернуться рыцари из Эрмитажа (возможно, разве что на временную выставку), но здесь будет размещена коллекция оружия, экспозиция об истории павильона, интерактивный зал, посвященный средневековым изданиям.