Новости

«Приют комедианта» приглашает на взрывную премьеру «Женитьба Фигаро»

Заслуженная артистка России Татьяна Полонская, сыгравшая в новом спектакле Марселину, рассказала «МР», как создавался спектакль и чего не хватает современному театру.

«Приют комедианта» представляет премьеру знаменитой комедии Бомарше «Женитьба Фигаро»: лаконичные декорации, стильное световое оформление, узнаваемые характеры, вечно актуальные темы любви, ревности, соблазна и афористичные, остроумные реплики героев. «Женитьба Фигаро» — редкий пример действительно смешного спектакля на современной театральной сцене.

Спектакль пройдет 8, 9, 13, 14 августа в Каменноостровском театре (вторая сцена БДТ). В связи с реконструкцией здания «Приюта комедианта» спектакли театра идут на разных сценах города. 

Заслуженная артистка России Татьяна Полонская, исполнительница роли Марселины, ответила на вопросы «МР» о спектакле:

«МР»: Такое впечатление, что в спектакле женщины (три главные героини) «правят бал». Вы согласны?

Т.П.: Мне тоже кажется, что это женский спектакль. Хотя наши мужчины категорически не согласны с этим. Они считают, что ситуации их героев — на первом плане. Изначально, по сюжету пьесы, так и есть: основные страсти бурлят у героев-мужчин. И сам персонаж Фигаро — очень интересный, неоднозначный. Но, мне кажется, в нашей трактовке женщины рулят. Может, они просто более ярко выписаны. Молодая девушка, которая собирается выходить замуж; замужняя женщина; и женщина, которая уже пожила. Все они стоят перед выбором — мужчины, мужа. А моя героиня вообще вынуждена решать, как жить дальше.

Может, именно сегодня «женская» трактовка актуальна, потому что женщины занимают активную позицию во всех сферах жизни?

Мы как раз только что обсуждали этот вопрос на репетиции в Театре Комедии, в связи с рассказом Зощенко «Опасные связи». Может, мы возвращаемся к матриархату? Есть ли у мужчин шанс? Или все вообще не так просто, как кажется? Ответить на эти вопросы очень сложно, а тем более — что-то оценивать. Есть множество разных, противоречивых проявлений женского и мужского в жизни.

Для вас Марселина — скорее, комедийный или драматический персонаж?

Да, ситуация в которую она попала, драматична. Но дело в том, что она, вероятно, не видит, как она смешна в своих проявлениях чувств. Для меня все-таки главным было передать иронию над персонажем. На сегодняшний день, тема увлечения молодыми юношами среди солидных дам весьма актуальна. Кому-то, может, стоит посмотреть, как это выглядит со стороны.

С другой стороны, нельзя осуждать человека за то, что он хочет счастья. Марселина — трагический персонаж в плане несчастной женской судьбы. Но и к земле ей еще рано привыкать: у нее же новая жизнь начинается с финалом спектакля. В конце все как бы складывается удачно для всех, но повисает вопрос — счастье ли все это, что случилось с ними?

То есть финал открытый для всех героев?

Да. Все получили что хотели; но стоило ли это всех интриг, разоблачений, страданий?

Спектакль — очень веселый, это отдых для зрителя. Такое чувство, что вам было весело репетировать и играть в нем?

Да, так и есть. Давно не было таких творческих репетиций. Вася (Василий Сенин, режиссер. — Ред.) — выдумщик, он фонтанирует идеями. С ним очень интересно работать. И каждый включается в режиссерскую работу, здесь нет жесткой иерархии: делай, как я сказал. Нет, нам давали возможность подумать и найти образ самим. Это самое ценное, мне кажется. У нас был этюдный метод репетиций, и мы пробовали очень разные вещи. Весь спектакль сложился из маленьких кусочков, и тут, действительно, есть вклад каждого.

Как вам кажется, что сейчас происходит с юмором на театральной сцене?

Сложный вопрос. Мне кажется, зрителю смешно, когда он чувствует, что и он мог бы оказаться в подобной ситуации. И чем серьезнее это играется, тем смешнее. Вот этой серьезности в театральном юморе сейчас и не хватает.

Может, реалистичности?

Я бы сказала — правдивости. Много «псевдо-юмора».
Что касается восприятия — я, например, не понимаю, какой сейчас зритель. Все настолько разрозненны, и каждый имеет обо всем свое представление. Мы несколько раз сыграли «Женитьбу Фигаро», и везде разные реакции.

В целом, зрители реагировали тепло, а наши петербургские критики не приняли спектакль, он им показался очень простым. Ведь спектакль очень понятный, и, мне кажется, это его достоинство. Есть и подтекст, который улавливают эстеты.
Это классика: ни одно слово в авторском тексте не было изменено.

Вы — скорее, театральная или киноактриса?

Не могу сказать, что для меня первично. Я недавно снималась у Дмитрия Светозарова в фильме «Бабье лето», и, работая с Мастером, я поняла, что кино — это совсем новая профессия, очень серьезный и напряженный труд. Не то, что сниматься в сериалах: выучил текст, пришел, сыграл. Тут надо думать, держать историю, предполагать, как твоя героиня поступит дальше, и чем все закончится.
К сожалению, кризис очень ударил по сфере кино в Петербурге. Многие проекты закрывают, очень мало что снимается. Москва, при этом, работает по полной программе.

В театре я пока такого кризиса не чувствую. Но нам предстоит переход на договорную систему, теперь зарплату мы будем получать в зависимости от количества ролей. Мне кажется, это правильно, потому что система репертуарных театров, во многом, достаточно болотистая. Может, в атмосфере мобильности в Петербурге что-то изменится к лучшему, появится какой-нибудь новый Товстоногов…

Сейчас не хватает сильных ярких творческих личностей?

Лидера не хватает. Хотя я знаю многих молодых режиссеров: Семен Серзин, Василий Сенин, Андрей Прикотенко. У них есть сейчас огромный потенциал. Но в государственных театрах им не дают его реализовать.