Арт-терапия — развлечение или панацея?
«МР» выяснял, что такое арт-терапия: любопытный творческий опыт или способ справиться с конкретными жизненными трудностями.
Про арт-терапию говорят давно и много, но, все же, зачастую остается непонятным, каким образом задания, которые порой кажутся детскими, помогают узнать себя и решиться на изменения.
«МР» поговорил с практикующими психотерапевтами Мариной Золотницкой и Юрием Бусевым о том, как работает арт-терапия, что такое цепочка методов и почему при депрессии лучше не рисовать, а лепить.
Почему арт
Арт-терапия работает не с сознанием, а с бессознательным, которое «знает» о нас намного больше. Только разговаривает оно не с помощью знаковой системы, а с помощью образов, которые зачастую более информативны, чем любые словесные описания. Бывает, что человек нуждается лишь в том, чтобы ему подсказали ответ, уже заложенный в его бессознательном. Поэтому средний курс арт-терапии в три раза короче обычного психотерапевтического курса.
А еще арт-терапия — это один из самых гуманных психотерапевтических методов. Особенно если сравнивать, например, с методом динамической группы: очень эффективная, но жесткая практика, порой травмирующая клиента. Однако в любой практике многое зависит от личности терапевта.
Кто вам нужен
Терапия подразумевает изменение состояния. Соответственно, психотерапия — это метод воздействия на психику, а через психику — на организм. Это не медикаментозное лечение. Психотерапевтом может стать психолог с соответствующей подготовкой; ему не обязательно иметь медицинское образование.
В первую очередь, нужно понять, кто вам нужен: терапевт или психолог-консультант. Если вам требуется совет, экспертное мнение, информация или взгляд со стороны — нужен консультант. Если вы понимаете, что необходимо изменить что-то в вашем состоянии (есть симптомы нездоровья: допустим, бессонница, раздражительность), — нужен психотерапевт.
Признаки хорошего психотерапевта
Главная задача специалиста — объяснить вам, в чем ваша проблема: понятным языком и так, чтобы вы с ним согласились. Затем он должен четко обозначить, сколько ему потребуется времени, чтобы добиться того, чего вы хотите. Желаемый результат (конкретное изменение) тоже должен быть сформулирован: допустим, сменить работу. Профессионал знает рамки своей компетенции, и, возможно, поняв, чего вы хотите, он вас направит к другому специалисту. И все же, нужно изначально иметь представление о человеке, к которому вы обращаетесь: с какими вопросами он работает, каковы отзывы клиентов.
Если вы с трудом понимаете, о чем говорит психотерапевт, если он не может ответить на вопрос о сроках будущей терапии — скорее всего, перед вами непрофессионал.
Я или не я?
Методы арт-терапии объединяют в цепочку, которую специалист «раскручивает» в зависимости от клиента. Как правило, курс арт-терапии строится от простого к сложному: от плоскости — к объему, затем — к опыту перевоплощения и создания некой творческой реальности.
При этом на каждом этапе могут использоваться одни и те же (или похожие) задания. По их результатам можно наблюдать изменения в состоянии человека с каждой новой ступенью. Классическое задание — изобразить образ «я» и образ «не-я» и попытаться проанализировать эти образы. Чаще всего, именно в образе «не-я» содержится подсказка, как дальше работать с человеком: это проявление вытесненного желания или состояния.
Рисунок и коллаж
Выбор материалов для рисования уже может что-то сказать о человеке: гуашь или акварель? Человек, стремящийся все контролировать, никогда не выберет акварель: она свободная, растекается, не слушается, она будет его раздражать.
После рисунка предлагают составить коллаж, когда ты уже не только придумываешь сам, но выбираешь что-то из внешних объектов. Например, вырезаешь из журнала - картинки, буквы, слова — для создания двух «панно»: «Что у тебя есть» и «Что ты хочешь».
Психотерапевты предупреждают: лучше не предлагать рисовать или клеить на бумагу человеку с диагнозом «депрессия». Не зря депрессию описывают как состояние подавленности, пришибленности. Любое взаимодействие на плоскости помогает зафиксироваться, сосредоточиться; в данном случае, есть риск «прихлопнуть» человека еще сильнее. Поэтому депрессию лучше начинать лечить с объема.
Глина и песок
Считается, что лучший материал, который можно использовать для лепки в терапевтических целях — это глина. Фигурки из глины, стекла, камня, пластилина часто помещаются в песочницу: это пространство, где можно создать историю, но оно ограничено, контролируемо. Песочница нужна, когда человек еще не готов лицом к лицу столкнуться со своей проблемой, но способен изучать ее на отдалении. Песочница, как и другие методы, может нести как диагностический смысл (расположение фигурок, динамика, четкость, отношение человека к заданию), так и терапевтический.
С посредником и без
Один из «переходных» методов — маска-терапия. Маска, которую может нарисовать сам человек или выбрать из имеющихся, служит защищающей прослойкой. Такими посредниками могут служить и, например, музыкальные инструменты, когда люди пытаются выразить себя с помощью звука, сделать так, чтобы их услышали. Такие методы часто применяются в семейной терапии.
Один из завершающих методов арт-терапии — сказкатерапия, когда люди перевоплощаются в сказочных персонажей и осваивают реальное пространство.
Здесь человек уже способен сказать или сделать то, чего не мог раньше, но пока — в рамках определенного контекста. Обязательно показать человеку, что он теперь может, засняв на видео или обсудив его работу в группе. Таким образом человек готовится принять решение: он видит, откуда может взять ресурсы для изменений.