Истории

Петербургу грозит урбанистическая катастрофа

На очередном биеннале «Архитектура Петербурга» архитектор Михаил Кондиайн говорил о том, чем опасны городские маятники и зачем Петербургу нужно больше пешеходных зон.

Больше центров активности

Тема полицентричности современного мегаполиса  – исчезновения городов с единым центром, на смену которым приходят города с несколькими центрами активности, – сегодня настолько актуальна и жизненно важна для нашего города, что ее нужно поднимать снова и снова, привлекая внимание администрации и инвесторов. Петербург, как и тысячи других городов мира, зародился и развивался моноцентрически. Эта модель с единым центром до недавнего времени вполне себя оправдывала и позволяла справиться с возникающими время от времени градостроительными проблемами. Но город продолжает быстро расти, и уже через десять лет он станет другим. А через 30-40 лет он, вполне возможно, поглотит ближайшие районы области, города-спутники и превратится в гигантский мегаполис с равномерно плотной застройкой. Это может стать катастрофой, потому что никакая инфраструктура не сможет справиться с гигантскими людскими потоками – в центр и обратно.

Модель с единым центром до недавнего времени вполне себя оправдывала и позволяла справиться с возникающими время от времени градостроительными проблемами. Но город продолжает быстро расти, и уже через десять лет он станет другим.

Кондиайн Фото: vk.com/event91444620

Вариант решения

Если мы не хотим, чтобы наши внуки жили в мире-антиутопии, который сегодня мы видим только в фантастических фильмах, нужно искать альтернативные пути развития города: и обсуждаемой альтернативой является полицентрическая модель развития. На Западе уже делают шаги в этом направлении, и есть как положительные, так и отрицательные результаты. Полицентрическая модель подразумевает, что общественные пространства одинаково важны как в центре города, так и в спальных районах и в городах-спутниках. Для развития полицентрической системы в каждом районе должны быть общественные пространства, которые создают идентичность и высокое качество среды, и места приложения труда.

Полицентрическая модель подразумевает, что общественные пространства одинаково важны как в центре города, так и в спальных районах и в городах-спутниках. Для развития полицентрической системы в каждом районе должны быть общественные пространства, которые создают идентичность и высокое качество среды, и места приложения труда.

Все в своем районе

Полицентрическая модель нужна, прежде всего, чтобы сократить ежедневные маятниковые поездки: на работу и с работы, из окраин к центру и обратно. Такое «раскачивание» громадных потоков приводит к коллапсу.

Чтобы не допустить этого, необходимо дать людям возможность удовлетворять свои ежедневные потребности в своем районе. В центр нужно будет ездить только в особых случаях: например, чтобы посетить Мариинский театр, Эрмитаж. Такая модель позволяет колоссально экономить ресурсы общества, личное время: ведь люди тратят годы жизни в ежедневных поездках. Вместо транзитных переездов через весь город образуются удобные компактные связи.

Будущее «серого пояса»

В городе сформируются своего рода ядра, в которых общественные пространства будут играть ведущую роль. Это рекреационные, парковые зоны, которыми может быть окружен центр и вокруг которых начнет продаваться более дорогая недвижимость, постепенно тесня промышленные здания. В петербургском промышленном «сером поясе» может возникнуть множество новых точек притяжения, которые разгрузят историческую часть города. Это не обязательно значит, что вся промышленность должна уйти из этой зоны: она может перейти в новое качество — экологически чистое, компактное, высокотехнологичное производство.
В нашем промышленном поясе есть заброшенные места (такие, например, как завод «Красный треугольник»), где сохранились очень интересные, с точки зрения архитектуры, здания. Их можно было бы превратить в общественные пространства, богатые функционально и архитектурно. У нас есть газгольдеры, которые в Вене, например, реконструированы в очень привлекательный современный центр: там располагается бизнес-центр, жилье, магазины…

В нашем промышленном поясе есть заброшенные места (такие, например, как завод «Красный треугольник»), где сохранились очень интересные, с точки зрения архитектуры, здания. Их можно было бы превратить в общественные пространства, богатые функционально и архитектурно

«Парк возможностей»

В прошлом году мы со студентами разработали проект «Парка возможностей» на промышленных территориях рядом с Кожевенной линией Васильевского острова. Согласно проекту, промышленный комплекс реконструируется под лофты, которые могут приспосабливаться к любой ситуации: здесь могут проводиться концерты, спортивные соревнования, открываться клубы, ресторанчики, магазины, галереи. И весь комплекс пронизан зеленой средой. Что важно, проект подразумевает очень небольшие вложения.
Таким образом, пролузаброшенная промзона превращается в многофункциональный район, постоянно приспосабливающийся к требованиям, которые выдвигает жизнь. Такой проект может привлекать людей разных возрастов, разных социальных слоев, в любое время дня и ночи. «Парк возможностей» мог бы стать центром общественной жизни достаточно большого района — Васильевского острова, потому что больше на острове ничего подобного нет.

Канал Грибоедова Фото: Сергей Ермохин

Пешеходная сеть

Общественные пространства должны существовать не поодиночке, а в некой системе. Тогда, в их синергии, изменится качество среды. Если бы не революция, Петербург имел бы все шансы превратиться в лучший город Европы. Но сегодня, несмотря на наличие великолепных архитектурных ансамблей, площадей, набережных, с точки зрения общественных пространств, наш город отстает от большинства крупных европейских «коллег». Одним из лучших городов по качеству среды сейчас считается Вена.

Общественные пространства должны существовать не поодиночке, а в некой системе. Тогда, в их синергии, изменится качество среды. Если бы не революция, Петербург имел бы все шансы превратиться в лучший город Европы.

У нас очень мало пешеходных зон. Они необходимы, так как, будучи защищенным от транспорта, человек ощущает себя совершенно по-другому. Например, Малая Конюшенная улица — центр города, прекрасная архитектура… Но она практически мертвая, потому что по ней некуда идти. Если бы, скажем, бывший таксомоторный парк на Конюшенной площади превратился в торговый центр со сквозным проходом, вся территория обрела бы новую жизнь: в связи с Марсовым полем, Михайловским садом, с Невой. Улица наполнилась бы содержанием и превратилась бы в богатое пространство для людей.

В Петербурге очень важно и решать вопрос с набережными: традиционно все они — транспортные магистрали. И только недавно у нас начали говорить о том, что набережные имеют колоссальный потенциал как общественные пространства, и нам нужно искать возможность освободить часть набережных для пешеходов.

Дворцовая площадь Фото: Сергей Ермохин

Центр жизни — площадь

Важнейший элемент городской среды — площади. На открытых выставках, ярмарках человек может удовлетворить свою потребность в общении. Но опять же, чтобы площади стали общественными пространствами, они должны быть освобождены от транспорта и объединены в систему пешеходных зон.

В Петербурге очень важно и решать вопрос с набережными: традиционно все они — транспортные магистрали. И только недавно у нас начали говорить о том, что набережные имеют колоссальный потенциал как общественные пространства, и нам нужно искать возможность освободить часть набережных для пешеходов.

У нас в городе есть интересный пример — Московская площадь. Долгое время это был пустырь с памятником Ленину посередине. Но там построили фонтаны, и площадь превратилась в место встреч. Там всегда много молодежи, они катаются на роликах, скейтах, сидят и гуляют.

Один из лучших примеров современных площадей — это центр Sony в Берлине. Она накрыта куполом, защищающим от дождя, и окружена ресторанами, концертными залами, кинотеатрами, бизнес-центрами… Все это — элементы, создающие богатство и разнообразие среды.


Общественные пространства – это:

  • системы улочек, площадей, парков
  • свобода от транспорта
  • многообразие возможностей 
  • возможность социальной активности
  • безопасность и дружелюбие: пространство, наполненное людьми и светом
  • соразмерность человеку 
  • уникальность места, отождествление себя с местом
share
print