Современный парк как тенденция
Парк нового времени должен предоставлять горожанам разные возможности: от занятий спортом до учебы и развлечений.
Идея «Парка культуры и отдыха», рожденная в 1930-е годы, сегодня переживает ренессанс. Вспомним старые фильмы: советский гражданин направлялся в парк, чтобы не только покататься на лодке, но и сходить на танцы, послушать лекцию или поучаствовать в шахматном турнире. Не так давно Международная федерация дирекций парков и мест отдыха признала концепцию советских ЦПКиО одной из лучших разработок нашей страны.
«Это феномен, ноу-хау советского периода. Идея заключалась в том, чтобы создать наиболее доступный культурный центр, в котором любой человек, даже неосознанно, получал бы весь спектр культурных кодов, который ему предлагает страна — от кинотеатра, спорта и концерта до познавательных лекций. Это был способ в кратчайшие сроки поднять общий культурный уровень населения. И эти идеи сейчас возрождаются», — говорит Сергей Георгиевский, генеральный директор Агентства стратегического развития «Центр» (Москва).
«В парке нового времени современный человек должен иметь возможность сделать утром зарядку, позавтракать, днем посетить какое-то мероприятие или мастер-класс, а вечером поужинать в ресторане или посмотреть кино под открытым небом, — добавляет Олег Манов, руководитель архитектурной мастерской «Футура». — Парк должен иметь сложный план, яркие малые архитектурные формы и единый дизайн».
Действительно, сегодня жители мегаполисов ждут от парков большего. Мы видим, что в мире парки становятся более разнообразными, возникают в неожиданных местах — на пустырях, в промышленных зонах и даже в торговых центрах. Парк становится не только местом отдыха, но и пространством для самореализации, самообразования и работы — в них появляются коворкинги, читальни, клубы, выставки. Здесь проводятся фестивали, праздники, исторические реконструкции. Парки сами стали тенденцией.
Сегодня жители мегаполисов ждут от парков большего. Мы видим, что в мире парки становятся более разнообразными, возникают в неожиданных местах — на пустырях, в промышленных зонах и даже в торговых центрах. Парк становится не только местом отдыха, но и пространством для самореализации, самообразования и работы — в них появляются коворкинги, читальни, клубы, выставки.
Механизмы и идеи
Впереди России всей по части внедрения новой парковой идеологии, конечно, Москва. Парки и бульвары столицы стали местом притяжения для москвичей, если не сказать, «местом силы». К услугам горожан спортивные площадки и велодорожки, актуальный дизайн, интересные события, кафе и развлечения.
Секрет успеха, по мнению Сергея Георгиевского, — в системе управления парками и отходе от «каруселей». «Дирекция Мосгорпарков выстроила целостную систему управления парковыми территориями. У нас есть крупные парки и локальные, — объясняет московский эксперт. — Весь город поделили на зоны, и крупные парки получили своих сателлитов — маленькие парки. Парки уровня парка имени Горького или Сокольников могут генерировать прибыль. Таким образом, парк, который зарабатывает деньги, делится ими с небольшими зелеными пространствами».
Интересен опыт Казани. Глава республики предложил идею для крупных корпораций и олигархии — взять по парку под свой патронаж. Теперь в городе у каждого парка есть свой крупный меценат, который занимается его развитием (которое, конечно, ограничивается).
В Казани Глава республики предложил идею для крупных корпораций и олигархии — взять по парку под свой патронаж. Теперь в городе у каждого парка есть свой крупный меценат, который занимается его развитием
Обновленный парк Дружбы народов хотят создать в Ульяновске. Группа активистов-романтиков создала в парке маленький коворкинг, провела мозговые штурмы с жителями и вышла на губернатора, который инициативы поддержал. Теперь, как пишут энтузиасты, «в парке будут висеть гамаки, сшитые волонтёрами из джинсов жителей, а рядом стоять неисправные холодильники в качестве уличных сервантов с книгами. Помимо этого, будут созданы свободные площадки для социального предпринимательства, занятий танцами, репетиций музыкальных групп, концертов, любительских спектаклей, публичных чтений, ярмарок, образовательных уроков на свежем воздухе и многое другое».
«Адская заморочка»
В Петербурге 796 «территорий зеленых насаждений общего пользования», согласно закону «О зеленых насаждениях…» 2010 года (в законе от 2007 года их было более 1400) Это скверы, парки, бульвары, сады. Все они находятся в ведении Садово-паркового хозяйства и муниципальных образований.
«Регулирование парковой деятельности в Петербурге очень разнородно, — говорит Евгений Дружинин, юрист компании «Maxima Legal», — Есть несколько пластов, которые друг на друга накладываются».
Первый пласт — это правила землепользования и застройки. Второй пласт — отдельное законодательство о памятниках, которое регулирует садово-парковые ансамбли, и здесь все определяет КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры — ред.). Есть также «достопримечательные места». Еще один пласт — слой законодательства об особо охраняемых природных территориях, о памятниках природы и заказниках. Также в Петербурге — очень большие зоны охраны, которые прилегают к памятникам, влияют на внешний вид памятников и так далее. «И когда все это вместе собирается, договориться о чем-либо с чиновниками становится очень сложно», — говорит юрист.
«Мы посетили почти все парки развлечений мира и искали какую-то идею для парка, подходящую для Петербурга. Выбрали героя парка, Винни-Пуха, обратились к губернатору, тогда — к Валентине Ивановне Матвиенко, она согласовала нам Удельный парк, — вспоминает Федор Гавриченко, генеральный директор компании «Сапир» (детско-юношеский спортивно-экстремальный скалолазно-веревочный центр «Круча»). — Мы начали проводить согласования в комитетах. Нам говорят: «Вы что, с ума сошли — там же древний литориновый уступ! Тут же было древнее море! На его месте в 1832 году был основан парк!». А два убийства, восемь изнасилований и масса вандализма — не в счет. И пока мы ходили в КГА и в КГИОП, согласовывая дорожки, в парке как-то появились два торговых комплекса».
Ветер перемен
Тем не менее, успешные попытки создать новые зеленые пространства у нас есть. Так, летом 2014 года в Сестрорецке заявил о себе «Петровский арсенал» — как его называют, рекреативный летний проект. Тут и велопрокат, и арт-пространство, и эко-маркет, и открытая библиотека, и прокат настольных игр с кафе. Набирает обороты проект «Новая Арена» в Муринском парке, его продвигает галерея «Анна Нова». В парке построена площадка для пляжного футбола, в планах — большой фитнес-комплекс и хоккейная площадка.
Необычные решения для семейного отдыха предлагает Упсала-парк на Свердловской набережной — арт-объекты, площадки для активного отдыха, возможности для творчества. Каждую субботу для посетителей Упсала-Парка будут проходить кинопоказы, работать открытые мастерские для детей и взрослых, цирковая школа и многое другое (upsala-park.ru)
Ждет яркого будущего сад Бенуа на Тихорецком проспекте. Сейчас им занимается компания «Бестъ», которая осуществила и реконструкцию зданий дачи Бенуа. «Сейчас мы обсуждаем с городом экономическую схему. Что-то будет платно для жителей, что-то бесплатно. Пока концепция прорабатывается, мы вдохновляемся парком Мумии-троллей в Финляндии и парком Юнибакен в Стокгольме», — поделился глава компании Андрей Лушников.
Появление в парках новой жизни зависит не только от администрации и бюджета, но и от активности местных сообществ, и от нашей готовности создавать эти колебания снизу. И тогда, возможно, вас услышат сверху
Целый проект «Троп здоровья» в парках, по примеру Финляндии, пробивает «Общество любителей финской ходьбы», под руководством Ольги Миловидовой. В 2012 году появилась Тропа здоровья в Пушкине, в 2014 году — в Новоорловском лесопарке, сейчас общество согласовывает Тропу в парке Александрино. (Подробнее об организации можно узнать на сайте finhodba.ru).
В последний уикенд июля в ЦПКиО вновь пройдет крупнейший в восточной Европе гастрономический фестиваль «О, да! Еда», в прошлом году в нем приняло участие порядка 350 ресторанов и ресторанных сетей, а посетило фестиваль более 20 тысяч человек.
«Появление в парках новой жизни зависит не только от администрации и бюджета, но и от активности местных сообществ, и от нашей готовности создавать эти колебания снизу. И тогда, возможно, вас услышат сверху», — заключает эксперт из Москвы Сергей Георгиевский.
Комментарий:
Антон Финогенов, генеральный директор института «Урбаника»
Мы проводили исследование того, что требуется жителям от парка в первую очередь. Это, в первую очередь, транспортная доступность, демократичность, многофункциональность, разные уровни публичности внутри парка. Наличие каких-то посадочных мест, скамеек. Важнейший вопрос — безопасность в разные сезоны и в разное время суток.
Очень важно не просто проводить разнообразные открытые интересные мероприятия в парках, но и их правильно организовывать. Яркий пример непродуманности идеи — в Гатчине в историческом парке проводится ежегодное мероприятие «Ночь музыки». Для гатчинской администрации это самый плохой день в году — в город приезжает до 50 тысяч человек, весь город стоит в пробках, город засыпан мусором. А гости получают заряд негативных эмоций.
Дополнительные требования к благоустройству появляются там, где гуляют родители с маленькими детьми, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями.
Есть вопрос климатического зонирования — создания мест для защиты от ветра и осадков, и освещенности, которая напрямую связана с безопасностью.
Также, чтобы зеленое пространство стало достопримечательностью, там должны быть некие символы, придающие месту какую-то индивидуальность. Чтобы люди хотели там сфотографироваться, назначить встречу.