В Петербурге работают сомнительные благотворители из Донецка
Одни и те же люди организуют сбор средств «детям Донбасса» в Петербурге и воинам АТО – в Киеве. Впрочем, большая часть пожертвований, скорее всего, идет бизнесменам от благотворительности в карман.
Собирать пожертвования «детям Донбасса» на улицах и в метро Петербурга начали в первых числах апреля. Люди с опломбированными коробками для денег – как у солидных благотворителей, представляются волонтерами фонда «Вместе в новое тысячелетие», беженцами из Донецка и Луганска, пострадавшими от новой украинской власти. По их словам, пожертвования будут направлены тяжело больным детям и сиротам из борющегося за независимость региона.
Фонд «Вместе в новое тысячелетие» зарегистрирован в министерстве юстиции России в 2013 году. В разделе «Отчеты» на сайте фонда опубликованы лишь свежие квитанции «Сбербанка» о зачислении средств на счет. Какой-либо информации о детях, которым требуется или уже оказана помощь, на сайте нет.
– Пока что средства аккумулируются на счете, – поясняет председатель правления фонда Игорь Корнилов, недавно переехавший из Донецка в Петербург. – В Ростовской области у нас есть человек, который договаривается с российскими гуманитарными конвоями, чтобы направлять помощь через них.
За месяц Игорь Корнилов «аккумулировал» на счете больше 100 тысяч рублей, собранных на улицах. «Профессиональные» нищие в Петербурге, для сравнения, собирают от 4 тыс. рублей в день. Собеседник затруднился сказать, кому конкретно будут направлены деньги... упомянул лишь, что фонд является преемником другой благотворительной организации, которая работает в регионе уже 15 лет.
Речь идет об украинской благотворительной организации «Ежи» (другие названия – «Дети детдомов» и «Обездоленные дети»). С российским фондом у нее общий председатель правления – Ольга Кузнецова, и общий формат собора денег – через оплаченных «волонтеров». Кроме того, сайты «Ежей» и «Вместе в новое тысячелетие» зарегистрированы на одну электронную почту. Фактически организатором благотворительного холдинга является 38-летний Руслан Ферима, выпускник донецкой школы-интерната и антигерой множества репортажей украинских СМИ о псевдоблаготворителях, которые наживаются на чужой беде (1, 2, 3, 4).
Суть публикаций одна: у проектов Феримы отсутствует вразумительная отчетность; сколько денег собирается и сколько доходит до нуждающихся – проверить невозможно. Отношения Феримы со СМИ настолько накалены, что официальная газета «Ежей» недавно вышла с заголовком «Вонючие СМИ», а в футере сайта «Ежей» крупно написано: «На вопрос журналистов не отвечаем ПРИНЦИПИАЛЬНО! Обращайтесь к нам только через официальный запрос».
Также у «известного правозащитника», как Фериму обозначают на сайте «Ежей», не складываются отношения с властями разных стран. На днях МВД Украины распространило список «мошеннических благотворительных организаций», которые собирают средства «на нужды воинов антитеррористической операции» и на лечение детей. Среди них оказались «Обездоленные дети». А власти Литвы в марте аннулировали визы всех прибывших в страну волонтеров фонда.
– «Обездоленные дети» – это, наверное, мы, – признается Игорь Корнилов. – Отношение к людям с Донбасса сейчас такое... Беженец даже в русскоязычном городе получает меньше денег, чем местные. Мне машину в Киеве разбили за донецкие номера. Разные провокации происходят.
Риторика «русского мира» подходит для фандрайзинга в Петербурге. А на украинском разделе сайта «Ежей» в отчете за 2015 год указано, что 10 тыс. гривен (три средние месячные зарплаты в Киеве) было выделено коллективу Главного управления связи и информационных систем Генштаба Украины – на похороны.
«Мой район» с помощью украинских коллег направил запрос в Минобороны Украины с просьбой подтвердить или опровергнуть эту информацию.
«Мы так не работаем»
Собеседники «МР» не рекомендуют отдавать наличные представителям неизвестных фондов на улице.
Илья Евстигнеев, пресс-секретарь представителя ДНР в Петербурге, депутата ЗакСа Виталия Милонова:
– Мы не сотрудничаем такими фондами, как «Вместе в новое тысячелетие». Трудно сказать, что это за люди. К сожалению, сбор гуманитарной и особенно финансовой помощи привлекает множество недобросовестных людей. Мы работаем по иному пути: гражданские активисты из Донецка составляют список необходимых вещей для детей, больных, стариков, раненых. Из Петербурга отправляется гуманитарный груз, а не деньги. Изредка, когда этого требует необходимость, конвой берет энную сумму денег на закупку лекарств (и только лекарств) в Ростове. Не все препараты можно перевозить из Петербурга на 2000 километров из-за риска испортить их.
Этот формат фандрайзинга создает почву для злоупотреблений. В отчетах таких организаций невозможно отследить, сколько денег собрано в конкретный день на конкретной улице, сколько в итоге было направлено на благие цели...
Наталья Шведовченко, координатор по сбору пожертвований фонда «АдВита»:
– Мы не можем утверждать, что все, кто собирает деньги на улицах, – мошенники, но рекомендуем относиться к таким организациям с осторожностью. Этот формат фандрайзинга создает почву для злоупотреблений. В отчетах таких организаций невозможно отследить, сколько денег собрано в конкретный день на конкретной улице, сколько в итоге было направлено на благие цели... У многих организаций нет даже официальных сайтов, это крайне странно выглядит. Иногда псевлоблаготворители собирают деньги усилиями ничего не подозревающих участников «тренингов личностного роста». Наш фонд никогда так не работает: если мы собираем деньги, допустим, в театре, то у волонтера всегда есть разрешение на это от дирекции учреждения. А отчеты о сборах затем публикуются на сайте.