Организаторы акции «Война войне» в метро: «Мы не пацифисты»
Авторы нашумевших плакатов («Мой папа вернулся с войны, теперь он без ног. Говорит, что лучше б сдох» и других) на условиях анонимности согласились ответить на вопросы «МР».
Трое молодых людей, строгая конспирация: где будет интервью, корреспондент «МР» не знал до последней минуты. В итоге встреча прошла в многолюдном кафе в центре города, где тихий разговор о войне остался незамеченным на фоне окружающего веселья.
«Мой район»: Ваша акция совпала с «Днем ополченца» в одном из детских садов Петербурга, где четырех-пятилетним воспитанникам выдали «калаши», гранаты, базуку... Это случайность?
1: Мы об этом не слышали. Значит, проблемы, о которых мы говорим, действительно актуальны.
2: Для нас не открытие, что в школах и детских садах реализуются программы по патриотическому воспитанию. Военная тематика присутствует и на массовых гуляниях, которые не рассчитаны на детей. Например, недавно в одном из парков Твери предлагали на скорость собрать и разобрать автомат. Такой вот аттракцион.
Можно ли сказать, что дети – это целевая группа акции? Если нет, то сознательно ли вы нарушили табу: не использовать детей в пропаганде?
3: Скорее, акция рассчитана на взрослых, которые занимаются патриотическим воспитанием в бюджетных учреждениях, и родителей. И всех, кто это наблюдает со стороны.
2: Детские высказывания и рисунки – это прием из социальной наружной рекламы, которую мы видим повсеместно. Церковные праздники тоже теперь отмечаются вывешиванием детских рисунков в общественных местах. Так что к нам претензий быть не может, а к церкви и к государству – может.
Вы против любого милитаристского пафоса?
1: Лично я не пацифист. Соглашусь с Эрнестом Хемингуэем, которого мы процитировали на одном из плакатов: нужно разворачивать оружие против тех, кто разжигает войны и наживается на них. Если каждая сторона сделает это, войны не будет. У немецкого певца-антифашиста Эрнста Буша в «Тревожном марше» есть такие строчки: «Рабочий, крестьянин, берите винтовки. Берите в руки винтовки! Растопчите фашистские хищнические войска! Зажгите во всех странах огонь!» Там не предлагается купить цветов и выйти на площадь, наоборот, говорится, что нужно дать решительный отпор тем, кто «сеет раздор и делит рабочих на расы». В общем, имеет значение, что за война, кто воюет и ради чего.
2: Милитаристский пафос выгоден крупному капиталу, а совсем не тем, кому предлагается участвовать в войнах в качестве боевых единиц. Мы проводили акцию 23 февраля. Исторически это день основания Рабоче-крестьянской Красной армии. В первые годы своего существования эта армия реально защищала интересы угнетенного класса, низов. В этом случае мы можем сказать, что война была оправдана. Сейчас же понятие 23 февраля полностью искажено: никакие интересы никакого рабочего класса не отстаиваются. Из-за того, что идет война на Украине, люди живут хуже, а не лучше.
Военный гламур, патриотический угар правительство использует как ниточки, чтобы связать нас и потом за эти ниточки дергать. Мы хотим, чтобы люди сами увидели эти ниточки.
Давайте тогда разбираться, в чем отличие справедливой войны от несправедливой. Вы, в частности, исправляли плакаты, посвященные Великой Отечественной.
3: Помимо контекста Второй мировой, есть еще более кричащий контекст Крыма и Украины. Большой вопрос, какое из этих событий сейчас питает милитаристский пафос.
1: Отсылки ко Второй мировой всегда делаются под особым соусом. Например, недавно в телесюжете, посвященном параду Победы, рассуждали, сколько времени понадобится нашим войскам, чтобы взять Берлин и Варшаву. Нам с утра до вечера внушают, что у нас есть внешние враги, которых нужно поставить на место. И пока мы целыми днями воюем со всем миром перед телевизором и друг с другом в интернете, мы перестаем обращать внимание на реальные проблемы. Все это делается, чтобы мы не замечали, как растут цены, тарифы, безработица, как снижается зарплата и так далее. А если вдруг заметим, то для нас уже готов ответ, кто в этом виноват.
Нам с утра до вечера внушают, что у нас есть внешние враги, которых нужно поставить на место. И пока мы целыми днями воюем со всем миром перед телевизором и друг с другом в интернете, мы перестаем обращать внимание на реальные проблемы.
2: Наша власть в принципе не обладает большим арсеналом тем для пропаганды. Помимо Великой Отечественной, в XX веке наша страна пережила позорную Русско-японскую войну, Первую мировую, Советско-финскую, Афганистан, Чечню... Эти войны в пример почему-то не приводятся, власть сознательно идет на подлог. Главное, на что мы хотели обратить внимание: военный гламур, патриотический угар правительство использует как ниточки, чтобы связать нас и потом за эти ниточки дергать. Мы хотим, чтобы люди сами увидели эти ниточки.
1: Люди просто не замечают, как, с каким усердием нас пичкают патриотической пропагандой в медиа и общественном транспорте. Все это подается в радужной обложке: война – это весело. Это будет некий поход, на чужой территории, чьими-то чужими руками сделано, чужие дети будут умирать...
2: А ты в это время будешь делать прикольный лук на танке с автоматом!
1: А ведь наш город как ни один другой знает, что такое бомбежки, голод, умирающие люди на Невском... Основная тяжесть войны ложится на гражданское население, потому что военных убивают в первую очередь. Удивительно, как эта память была перезаписана. Одна из целей акции была – поставить эти вопросы, чтобы люди внимательнее относились к тому, что видят и слышат вокруг себя.
Люди просто не замечают, как, с каким усердием нас пичкают патриотической пропагандой в медиа и общественном транспорте. Все это подается в радужной обложке: война – это весело. Это будет некий поход, на чужой территории, чьими-то чужими руками сделано, чужие дети будут умирать...
Люди, которые вернулись с войны без ног, или их родственники могли бы оскорбиться одним из ваших плакатов.
2: После Второй мировой ветераны-инвалиды оказались на обочине истории, среди них был высокий процент самоубийств. Они так же просили подаяние, как сегодняшние нищие. Важный момент: на акции были плакаты об убийствах и насилии. Если бы мы начали говорить, что наши войска во Вторую мировую участвовали в военных изнасилованиях, многие бы восприняли это как оскорбление: как же так, мой дедушка не участвовал! К сожалению, изнасилования являются реалией любой войны, и знание подобных фактов не должно оскорблять, хотя это разрушает миф о благородстве и рыцарстве победителей.
Ваша цель – развенчать чувство выполненного долга у тех, кто потерял ноги на войне?
1: Нужно понимать, пытается ли человек найти оправдание своему положению или действительно гордится тем, что сделал. Самый простой вопрос: ты за свои интересы потерял ноги? Ты боролся за справедливость или тебя насильно пригнали в казарму, потом бросили в окоп, и ты как мог, так и вертелся...
2: Понятие долга сконструировано государством: как женского долга, который обязывает нас рожать, так и мужского, который обязывает защищать родину (на самом деле, чьи-то финансовые интересы). Мы пытаемся деконструировать это понятие, мы не рождаемся в долге!
Началу Первой мировой войны сопутствовал гражданский подъем, в том числе в интеллигентской среде. Александр Блок писал Зинаиде Гиппиус, что «война – это прежде всего весело». Может, современному обществу просто скучно стало?
1: Шапкозакидательский подъем есть и сейчас, государство использует всю свою пропагандистскую мощь, чтобы его подпитывать. Чем закончился этот подъем в 1914 году, прекрасно известно: жители Петрограда вынуждены были выходить на улицы, требовать элементарного – хлеба. И Блок в 1918 году писал уже совсем по-другому.
2: Такой же патриотический угар был и в нацистской Германии.
Многое, против чего боролся Советский Союз и на чем настаивала нацистская Германия, воплотилось в современной России.
У министра культуры Владимира Мединского в прошлом году спросили, зачем нужен единый учебник истории и вся эта военная пропаганда. Он ответил: затем, что никто не помнит точное официальное число граждан СССР, погибших в ходе Великой Отечественной войны. То есть государство занимается образованием...
2: Почему тогда государство не занимается образованием относительно всего периода письменной истории России? Почему не обращает столь пристальное внимание на потери в Советско-финской войне, где солдат Красной армии полегло больше, чем финнов, из-за бездарного руководства. Почему везде не висят плакаты с точным количеством жертв ГУЛАГа? Почему, наконец, евреи, которые так пострадали во Второй мировой, не отмечают 1945 год так же, как мы?
Получается, многое, против чего боролся Советский Союз и на чем настаивала нацистская Германия, воплотилось в современной России, например, национальная и гендерная дискриминация, клерикализация государства и массовая бедность.