Город

Долгая песня Конюшенного ведомства

Совет по сохранению культурного наследия Петербурга вновь отклонил проект реконструкции старинных конюшен под апарт-отель.

Главная боль градозащитников – уничтожение северных галерей и манежа Конюшенного ведомства, которое в результате «реконструкции» разделят на блоки дорогих квартир. Заседавший более трех часов Совет сегодня признал предложение инвестора «не соответствующим целям сохранения объекта культурного наследия».

Реакция Совета вполне очевидна – приспособить памятник федерального значения под отель с последующей возможностью выкупить апартаменты в собственность – это резонанс даже для видавшего немало градозащитных потерь Петербурга. Не убедили общественников ни обещания инвестора сохранить памятник, ни корректировка проекта – вместо 79 апартаментов застройщик «Плаза Лотос групп» согласилась оставить 59, кроме прочего, сократив территорию подземного паркинга. Главное увещевание – сохранение внешнего вида фасадов, созданных в период реконструкции архитектора Василия Стасова. Ну и как вишенка на торте - одну из квартир, где жил генерал-лейтенант русской армии Маннергейм, пообещали превратить в мемориальный музей, доступный для всех желающих.

Реакция Совета вполне очевидна – приспособить памятник федерального значения под отель с последующей возможностью выкупить апартаменты в собственность – это резонанс даже для видавшего немало градозащитных потерь Петербурга. 

«Более преступного проекта в жизни не видел. Главное достоинство здания - его историческая ценность. Уничтожить уникальные образцы конюшен и манежа было бы абсолютным преступлением», - коротко и эмоционально резюмировал старейший член Совета, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Андрей Пунин.

Большинство членов совета единодушны в одном: уникальный памятник с арочными помещениями не должен становиться отелем, его было бы разумнее превратить в многофункциональный культурный центр, выставочные залы с торговыми площадями или даже музей обороны Ленинграда.

«Корпус гибнет, ему осталось жить не более 3 лет, и его надо спасать, иначе потом будут причитать «на могиле покойника», - не согласился на заседании Совета директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров. - У государства нет денег на реставрацию конюшен под выставочные залы. Внутренние пространства Конюшенного ведомства замечательные, но для размещения живописи не удобны, для концертов помещение слишком узкое, для больших монументальных форм оно подходит, но много ли у нас таких выставок? Страшно потерять здание вовсе».

«У нас много на что деньги есть, корректировка бюджета, например, так называемая поправка БФК, на что тратиться не надо, не в том направлении двигаемся, - парировал депутат Максим Резник. - Не нравится подход - потребительская психология временщиков на всем заработать. Хотелось бы больше любви к городу, - адресовал он свою реплику председателю КГИОП Сергею Макарову- Деньги не мерило всему, особенно для комитета, который должен следить за охраной памятников. Где обоснование того, что здесь должны быть апартаменты? Музей мало реален, но почему не коммерческие и не торговые зоны? Расчленение помещения на ячейки- самое нерациональное решение».

Деньги не мерило всему, особенно для комитета, который должен следить за охраной памятников. Где обоснование того, что здесь должны быть апартаменты? Музей мало реален, но почему не коммерческие и не торговые зоны? Расчленение помещения на ячейки- самое нерациональное решение

«Главный криминал этого проекта - в северное крыло апартаменты не впихнуть. Разделить манеж и делать из него 5 квартир недопустимо. Здание нужно перестроить как общественное пространство в центре города, чтобы оно было доступно для горожан», - подытожил заслуженный архитектор России, руководитель Архитектурной мастерской «Студия 44» Никита Явейн.

Вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян с градозащитниками на этот раз согласился, но пояснил, что изменить функциональное назначение памятника будет сложно.

«Смольный в 2010 году своим постановлением разрешил приспособить Конюшенное ведомство под гостиницу. Минкультуры утвердил проект в 2013 голу. Мы работаем с документами, которые нам представлены. Проект надо, как минимум, дорабатывать. Времени у инвестора было предостаточно, но нынешний проект все равно сырой. Чтобы изменить постановление правительства, нужно согласие инвестора и решение правительства. Было бы правильно дать возможность оставить 2 открытых пространства и манеж в конюшенном ведомстве. В случае отказа инвестора, городу придется серьезно потратиться».

В итоге Совет по сохранению культурного наследия признал предложение инвестора в части использования северных галерей и манежа Конюшенного ведомства не соответствующим целям сохранения объекта культурного наследия. Тем не менее сейчас на руках у застройщика полностью согласованный проект и разрешение на строительство. Генеральный директор компании Сергей Русаков заявил журналистам, что обдумает решение совета, однако пока не собирается отказываться от проекта.

Cоздается важный прецедент, и хотелось бы, чтобы власть была последовательной в том, чтобы здания северных конюшен и манежа сохранить. Надо искать новые решения: например, небольшой номерной фонд гостиницы и дополнительный выставочный зал.

«Проект должен быть пересмотрен. Не понимаю, почему мы должны все время выбирать из двух зол – либо мы все испортим, либо все само рухнет?, – прокомментировала МР координатор «Живого города», член Совета по сохранению культурного наследия Юлия Минутина. – Эту тактику надо пересматривать и выбирать из двух приемлемых вариантов, потому что то, что предлагают нам сейчас, – бесперспективно. Создается важный прецедент, и хотелось бы, чтобы власть была последовательной в том, чтобы здания северных конюшен и манежа сохранить. Надо искать новые решения: например, небольшой номерной фонд гостиницы и дополнительный выставочный зал. Все корректировки застройщика в любом случае требуют пересогласования, так лучше сделать это заново и нормально. Состояние у конюшен, конечно, тяжелое. Корпус, обращенный фасадом к Конюшенной площади, сохранился лучше всего. В некоторых подвалах стоит вода. Противоположная от площади сторона здания конюшен сохранилась гораздо хуже. Памятник нужно спасать, с этим никто не спорит».

Главное, чтобы памятник федерального значения, в долгих спорах о его судьбе, не довели до аварийности. Тогда, согласно городским традициям, появится очередная причина построить на его месте отель или торговый центр.

Справка

Здание конюшенного ведомства – памятник архитектуры федерального значения в стиле классицизм, построенное в 1720-1723 архитетором Николаем Гербелем и перестроенное 1817-1823 Василием Стасовым. Находится по адресу: Конюшенная пл. д.1, Мойки д.2-4, кан. Грибоедова д. 1. Первое здание конюшенного двора архитектор Гербель построил в 1720-1723 гг. Главный фасад обращен к Мойке. В 1817-1823 гг. архитектор Стасов перестроил старое здание, сохранив конфигурацию и стены. Главный фасад здания обращен к Конюшенной площади. Центральный объем симметричного здания - церковь Конюшенного ведомства, она соединена двухэтажными крыльями с боковыми павильонами с лоджиями. В ансамбль Конюшенного двора входят: Конюшенный музей, мастеровой двор, четыре экипажных сарая, конюшни, церковь Спаса Нерукотворного Образа, в которой отпевали поэта Александра Пушкина и музыканта Сергея Курехина.

В 2010 году Смольный подписал постановление о приспособлении зданий Конюшенного ведомства под гостиницу класса «люкс». По новому проекту компании «Плаза Лотус Групп», принадлежащей друзьям президента, братьям Зингаревичам, в результате реконструкции на месте исторических конюшень должен будет появиться апарт-отель класса люкс из 59 Exclusive Suites, подземный паркинг с автомойкой, приватный сад, служба консьержа, SPA-салон, фитнес-клуб и детский клуб, бистроном. Весь комплекс будет обеспечен высокотехнолгичными средствами инженерии и систем безопасности, а часть номеров будет оборудована персональными лифтами. Инвестор уже вложил 500 млн рублей в предпроектные разработки и 92 млн рублей в усиление фундамента храма, входящего в комплекс Конюшенного ведомства.