Город

Транспортники и аудиторы Петербурга встретятся в суде

Разбирательства между транспортными ведомствами и Контрольно-счетной палатой 25 и 26 февраля, скорее всего, закончатся ничем. Однако это хороший прецедент, когда противоречия во власти решаются не в подковерном режиме, а публично.

Пойдемте в суд

Схватки межу различными секторами петербургской власти, о которых ранее лишь ходили слухи, в последние месяцы неожиданно проявились в судах. Так, Контрольно-счетная палата в декабре 2014 года получила сразу три иска – от комитета по развитию транспортной инфраструктуры, подведомственной ему «Дирекции транспортного строительства» и государственного унитарного предприятия «Петербургский метрополитен», в которых оспаривались выводы КСП о нарушениях при строительстве, проектировании и ремонте дорог и метро.

Напомним, аудиторы в отчете за 2011-2013 годы обвинили транспортников в том, что те неоправданно завышали стоимость работ, не взимали штрафы с подрядчиков за некачественные и просроченные работы, а сами подрядчики приступали к работам еще до того, как «выигрывали» тендеры (конкурсные процедуры обязательны по закону, а вот перекрыть улицу и уж тем более забуриться в подземку без разрешения чиновников – в данном случае неформального – невозможно). В результате город не сэкономил миллиарды рублей там, где это можно было сделать.

В другом отчете КСП усмотрело нарушения в инвестконтрактах со структурами холдингов «Адамант» и «Петромир» на строительство вестибюлей метро «Бухарестская», «Международная» и «Звенигородская» с многоэтажными торгово-развлекательными комплексами. За возможность вести бизнес в столь выгодных местах инвесторы заплатили мизерные, относительно их потенциальных прибылей, суммы (есть версия, что заплатили они как раз порядочно, но мизерные суммы попали в бюджет).

Контрольно-счетная плата потребовала устранить нарушения и наказать виновных. А те, в свою очередь, подали в суд на КСП. Согласно базе арбитражных дел, за всю историю ведомства, с 1995 года, оно выступало ответчиком в суде единственный раз: в 2010 году с результатами проверки не согласилось муниципальное образование «Смольнинское». А теперь сразу три иска – это прецедент в масштабах страны.

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга не является органом власти, а ее сотрудники не имеют статуса должностных лиц, акты и действия (бездействие) которых могут оспариваться в арбитражном суде.

Результат тяжбы муниципалитета, впрочем, позволяет прогнозировать исход новых дел. В 2010 году Арбитражный суд постановил, что КСП вообще неподведомственно ему. «Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга не является органом власти, а ее сотрудники не имеют статуса должностных лиц, акты и действия (бездействие) которых могут оспариваться в арбитражном суде», – говорится в определении.

История с петербургским метро вышла на федеральный уровень

Изменилась ли точка зрения суда, мы узнаем 25 и 26 февраля, когда иски КРТИ, «Дирекции транспортного строительства» и ГУП «Петербургский метрополитен» к Контрольно-счетной палате рассмотрят в первой инстанции. Если, конечно, рассмотрение не перенесут, как это произошло 11 февраля.

– Разборки между крупными городскими инфраструктурными игроками всегда были вопросами договоренностей, – комментирует политолог Дмитрий Солонников. – Трудно было представить такой официальный «наезд» на системообразующие предприятия, как в случае с отчетом Контрольно-счетной палаты. С другой стороны, КСП – это не прокуратура, не Следственный комитет, не силовики московского пула, – уровень претензий не такой опасный, позволяет оспаривать эти претензии в суде. Важно, что ситуация с петербургским метрополитеном вышла уже на федеральный уровень, мы помним, что творилось в конце декабря с жетонами, поэтому какая-то реакция на их нарушения должна была последовать.

Трудно было представить такой официальный «наезд» на системообразующие предприятия, как в случае с отчетом Контрольно-счетной палаты. С другой стороны, КСП – это не прокуратура, не Следственный комитет, не силовики московского пула, – уровень претензий не такой опасный, позволяет оспаривать эти претензии в суде.

– Пристрастно относиться к выявленным сомнительным фактам, то есть трактовать их как нарушения – это работа контролеров, – полагает депутат Законодательного собрания Максим Резник. – Хуже не будет, если эти факты получат огласку в суде, возможно, мы узнаем больше подробностей. А если какие-то цифры и выводы в отчетах КСП неверные (человеку вообще свойственно ошибаться), то пусть лучше суд решит этот вопрос, чем сами чиновники в подковерном режиме, на закрытых совещаниях.

Тем временем повестку в суд получила одна из частных компаний, упоминавшаяся в декабрьском отчете КСП. Тогда аудиторы посчитали расходование средств на авторский надзор ОАО «Ленметрогипротранс» при строительстве и реконструкции метро «неэффективным» и «безрезультатным». В 2011-2013 годы вне конкурса было заключено три соответствующих контракта (1, 2, 3) на общую сумму 1,6 млн рублей. Теперь КРТИ требует со своего постоянного подрядчика 2,7 млн рублей. Карточка дела опубликована 16 февраля на портале Арбитражного суда, а вот связано ли оно с отчетом КСП, или компания напортачила где-то еще, мы узнаем, когда на портале опубликуют дополнительные материалы.