Филип Трейси: все дело в шляпе
Петербург посетил главный шляпник планеты, дизайнер домов моды Chanel, Givenchy, Armani, личный кутюрье головных уборов королевы Великобритании и мировых звезд.
Если вас не смутит шляпка в виде банана или консервной банки в стиле Уорхола, и если вы не против, чтобы на вашей голове «танцевал» Элвис Пресли или поселился гигантский омар, значит, вы поймете, что мистер Филип Трейси, — очень несерьезный человек. И все попытки журналистов вывести его на разговоры о политике или что-то узнать о королевской семье, разбивались о его безупречные манеры и британский юмор. Мистер Трейси лично открыл выставку своих лучших творений в музее современного искусства Эрарта.
Он вышел к журналистам в ультра-синих джинсах и рубашке, чуть взъерошенный, как полагается приверженцам поп-культуры, и попросил сразу начать с вопросов, заметив лишь: «Мои шляпы — это ответы на все вопросы»…
Да, эксцентричные, невообразимые, эти шляпы словно только и ждут, чтобы высказаться. А то и закричать, как, скажем, «Крик» или «Черно-белая любовь». Многие шляпы, например, «Мэрилин Монро» или «Устрица» носила первая муза и добрая фея в жизни Филипа — Изабелла Блоу. Ее называют иконой стиля Великобритании. Редактор журналов Tatler, Vouge, модный критик, она не просто открыла миру Филипа, а во всеуслышание заявила: «Для меня есть только одни шляпы — это шляпы Филипа Трейси!». Тогда еще неизвестному студенту Королевского колледжа искусств она заказывает шляпку на свою свадьбу, а затем, влюбившись в его талант, предлагает поселиться у себя дома и основать мастерскую. Позже, страдая от депрессии, от многолетнего бесплодия и размолвок с мужем и родней, она назовет Филипа «личным психотерапевтом»: «Когда мне плохо, я иду к Филипу, закрываю лицо, и мне становится просто отлично».
Он вышел к журналистам в ультра-синих джинсах и рубашке, чуть взъерошенный, как полагается приверженцам поп-культуры, и попросил сразу начать с вопросов, заметив лишь: «Мои шляпы — это ответы на все вопросы»…
К его услугам прибегают Мадонна, Леди Гага, Бейонсе, Грейс Джонс. Члены королевской семьи являются его личными и постоянными клиентами. Долгая дружба и сотворчество связывали Филипа с эпатажным модным дизайнером Александром Маккуином.
Эти два близких человека, Изабелла и Александр, уходят из жизни очень рано. В 2009-м году умирает еще один кумир Филипа — великий Майкл Джексон. Трейси часто творил под его музыку. Сраженный этими потерями, Филип создает выставку в память о Майкле — в нее вошла «Траурная вуаль», «Перчатка» — копия с перчатки певца, украшенная кристаллами Сваровски, «Кокон» и другие. Эти шляпки также можно увидеть сегодня в Эрарте.
Еще в детстве Филип делал шляпки для кукол сестры, выдергивая перья у дворовых петухов. Натуральные материалы — солома, банановое дерево, перья самых различных птиц — остаются его приоритетом и по сей день. А вот спектр для вдохновения шляпника не имеет границ, тут и Энди Уорхол, и Средневековье, и «появление инопланетян» в городке Розуэлл, и ботанический сад в Бангкоке, после посещения которого родилась коллекция шляпок-цветов.
На вопрос «Как выглядела бы шляпка, олицетворяющая Россию?» Филип ответил: «Определенно, она бы была в форме купола! У вас такие церкви великолепные, как, например, собор Василия Блаженного или Спас-на-Крови, и на них такие «шляпки-купола» сверху надеты. И после этого вы думаете, что мои шляпы сумасшедшие?».
Филип признался, что среди его заказчиц есть и российские звезды, в частности, Рената Литвинова. Он назвал ее «российской Марлен Дитрих». На вопросе об аналогии со Шляпником Льюиса Кэролла мистер Трейси вздохнул, сказав, что отвечать на этот вопрос — самое скучное его занятие. «Если на прекрасную шляпку от Филипа Трейси нечаянно сядет грузный господин, как должна отреагировать истинная леди?» — спросил корреспондент «МР». «Истинная леди никогда не снимет мою шляпку!» — отрезал мастер.
Об эксцентричности шляпок и сдержанности британцев
Британцы видят шляпы совершенно в ином свете, чем во всем мире. И та эксцентричность, которая удивляет других, там даже не подвергается вопросам. Мне даже не верят, когда я говорю, что делаю шляпы для абсолютно обычных людей.
О петербургском метро
Я сегодня спустился в метро и увидел, что ваши станции просто потрясающе красивы! Я задавался вопросом: почему станция метро, какое-то простое функциональное место, должна быть такой красивой? Наверное, потому что русские люди откликаются на красоту, а у вас она повсюду — в домах, в музеях, на улицах.
Я заметил, наблюдая людей, что практически каждый носит какой-то головной убор — будь то шапка, шляпа или кепка, все они были очень индивидуальны. Я вижу в вашем городе большой шляпный потенциал. Многие люди одеты очень стильно.
Про миссию
Я не серьезный человек, который думает, что своим творчеством может изменить мир или привнести в него какое-то большое новшество. Моя валюта — это красота и элегантность, наверное, привносить их значение в жизнь — это моя миссия. Меня очень радует моя возможность влиять на то, как мир в XXI веке будет воспринимать или уже воспринимает шляпы.
Про смысл шляпы
Для меня шляпа — это символ позитивности. Когда вы видите человека в шляпе — вам может это нравиться или не нравиться, но это всегда вызывает какие-то чувства, вы никогда не останетесь равнодушным. Смысл моей работы в том, чтобы вы чувствовали себя великолепно. На самом деле, я продаю не шляпы, я продаю мечту. А женщине шляпа дает еще и силы, посмотрите только на королеву Великобритании!
Как они держатся
Шляпа — это не обязательно то, что нужно надеть на голову. Заказчик может захотеть, чтобы шляпка парила над его головой, и моя задача придумать, как это осуществить. Это часть магии шляпного дела. Шляпы все очень легкие и в них очень комфортно ходить.
Про будущее
Очень многие люди ассоциируют шляпу с прошлым, с 30-ми, 40-ми годами, но для меня шляпы — это будущее. Сегодня многие люди находят в себе смелость носить шляпы, и я уверен, что в будущем таких людей будет еще больше.
Про новые технологии
3D-печать — самый неожиданный для меня способ делать шляпки! (Две шляпки — на выставке — Ред.) Да, потенциально эта технология может составить мне конкуренцию, но я предпочитаю все равно сделать форму сам, а потом только пропускать ее через принтер. Я играюсь технологиями, но главное делаю сам.
Куда пойти в шляпке
На свадьбы, на семейные торжества, на вечеринки и праздники. Но можно и просто носить шляпу дома, для себя и своего любимого человека. В шляпке можно лежать даже в постели!
Самое «шляпное» событие в мире
Скачки! Традиционно они проводятся в США, в Австралии, в Японии, во Франции, в Гонконге, но я, конечно, порекомендовал бы Англию — Королевские скачки. Вот тут вы увидите все изобилие и роскошь шляпного искусства, но и, конечно, можно увидеть членов королевской семьи.