Развод как травма для детей и родителей
Каждая четвертая семья переживает трудные времена, и больнее всего это сказывается на детях. За помощью люди обращаются не только в полицию, но даже в редакцию «МР».
«Не дают видеться с детьми»
На днях стало известно, что актера Алексея Панина, чуть не разгромившего весь город в погоне за женой и дочерью, будут судить. За оскорбление полицейского. По данным социологов, каждая четвертая семья переживает порой трудные времена, и больнее всего это сказывается на детях.
В редакцию пришло письмо от 35-летнего врача Сергея С. У него двое детей 2010 и 2005 года рождения. Судя по стилю, письмо списано с заявления в суд, но это не мешает ему быть иллюстрацией большой человеческой трагедии. В письме отец пишет, что женился на другой женщине, детей суд присудил матери, но с тех пор она «всячески препятствовала моему общению с детьми, настраивала детей против общения со мной. Моя мать (бабушка) испытывает схожие переживания в связи с отсутствием возможности общаться с внуками, часто плачет». Дальше доктор описывает, что сын перестал отвечать на телефонные звонки, присылает SMS-сообщения с ненормативной лексикой, бывшая жена не сообщает о детях, редко и с задержкой в 24-72 часа отвечает на SMS-сообщения. Даже о болезнях детей не рассказывает, хотя папа работает врачом. Затем он описывает свои жилищные условия (очень хорошие) и жалуется, что супруга не способна к нормальному диалогу: даже на суд она не желает приходить, чтобы лишний раз не видеться, а присылает своего отца или адвоката.
Сын перестал отвечать на телефонные звонки, присылает SMS-сообщения с ненормативной лексикой, бывшая жена не сообщает о детях, редко и с задержкой в 24-72 часа отвечает на SMS-сообщения. Даже о болезнях детей не рассказывает, хотя папа работает врачом
Дальше начинается настоящий трэш: «Дети уже настроены против меня. Даже четырехлетняя дочь посылает меня на х..ен, сама не понимая, почему она это делает. Сын матерится. Дети кричат: "Уходи!" Сын то с отвёрткой, то с палкой нападает на меня, бьёт руками и ногами, пытается разбить телефон. Имеются видеозаписи, на которых видно агрессивное поведение моих детей, особенно сына: оскорбления, попытки ударить меня, прогнать. При моих прикосновениях (попытка поцеловать детей, пощекотать) дети начинают кричать и звать на помощь мать и дедушку со словами: "Он нас бьёт, он ломает мне позвоночник, он ударил меня по голове!" Мои подарки детям либо выбрасываются, либо тут же уносятся в детский сад…» Одним словом, отцу создают препятствия в общении с детьми, судебное решение не исполняется и т.д. и т.п. Все это очень печально, но настораживает скрупулезная, словно подсмотренная в американских фильмах фиксация плохих отношений. SMS-архив нецензурных сообщений от старшего сына, видеозаписи его атаки с отверткой в руке. И даже тот факт, что мама выкладывает фотографии детей (обычные, не трэшевые) в социальную сеть, послужил поводом для обвинений.
«Ушел с оскорблениями, унижениями»
Бывшая супруга, Ольга С., оценивает события по-своему. У нее тоже есть свидетели, видеозаписи и куча неприятных воспоминаний. Она тоже врач. «Сначала муж ушел за новой жизнью, ушел с оскорблениями, унижениями, оставил долг за квартиру. Заявил напоследок: "Моя новая женщина будет лучшей матерью твоим детям, чем ты". Потом грозился отправить меня в психушку, писал письма с обвинениями в опеку и полицию. Именно в органах люди посоветовали обратиться с заявлением против его агрессивного поведения, иначе этот прессинг не прекратится. Мы не можем никуда выехать на отдых: он не дает разрешения. Месяцами не появляется, а потом приходит и устраивает скандал, угрожает детям, что их выведут приставы с автоматами. Ему ведь ни разу не отказали в общении с детьми, а он использовал встречи, чтоб спросить у трехлетней девочки, кто спит в кровати у мамы. Были и другие, более грубые реплики, и всё при детях».
Дело в том, отмечает Ольга, что в новую семью папа ушел, а старую бросать не желает, но проявляется это не в какой-то особой заботе, а в нежелании оставить бывшую жену в покое. Отсюда - оскорбительные и угрожающие СМС, а также СМС с просьбой «начать все сначала», «я был дурак, хотелось эмоций», «ты не должна была меня никуда никогда отпускать, у нас семья и наши детки». А сознавать, что семья разрушена, действительно очень тяжело.
«Он ошибся и не нашел того, что искал, потому, что без настоящей любви, добра, искренности в отношениях - нет и не будет счастья, - пишет Ольга. - Это стал другой человек. Мне страшно и больно, но нет ненависти. Это пример того, как человек впустил в себя бесов и сам себя разрушил. Мне многие знакомые говорили, что это поведение незрелого человека, поэтому, наверное, претензии и поступки действительно немного детские».
Без настоящей любви, добра, искренности в отношениях - нет и не будет счастья. Это стал другой человек. Мне страшно и больно, но нет ненависти. Это пример того, как человек впустил в себя бесов и сам себя разрушил
Толкового резюме тут быть не может. Наверное, у каждого родителя своя правда. Как всегда, больше всего жалко детей, которые получат психиологическую травму на всю жизнь и от кого - от двух самых близких людей.
Супругам нужны переговоры
Комментарий психиолога:
Наталья Ходырева, руководитель Санкт-Петербургского кризисного центра для женщин:
Это очень распространенная ситуация, к сожалению, когда люди, которые после развода чувствуют себя обиженными, используют детей для мести своей бывшей «половине». Справедливости ради скажу, что делят не только детей, иногда еще и бизнес, недвижимость и т.п. Мне, поскольку я работаю в женском центре, чаще встречаются ситуации, когда муж вдруг вспоминает, что у него есть ребенок, а раньше ему не было до него никакого дела. Распространено и домашнее насилие, и похищения детей. У нас ведь это в порядке вещей, верно? Когда отец увозит ребенка, которому уже суд определил жить с матерью. В других странах такого не бывает в принципе, даже если там нет законов, которые карают за это в уголовном порядке. Не принято и все.
Интеллигентность, образование и материальный достаток не гарантируют, что семья избежит таких вот потрясений. Причина, думаю, в том, что инициатор конфликта копирует ту модель, которая была принята в его семье, когда он сам был ребенком. С деньгами ситуация сложная. Сейчас у нас кризис. Материальные проблемы могут разрушить не одну сотню семей, но могут и сплотить. Другое дело, что счастливы такие семьи не будут все равно. Просто та сторона, которая в плане денег зависима от супруга, станет более терпеливой, покорной и т.п.
Интеллигентность, образование и материальный достаток не гарантируют, что семья избежит таких вот потрясений. Причина, думаю, в том, что инициатор конфликта копирует ту модель, которая была принята в его семье, когда он сам был ребенком.
PS. За советом, что делать в таких случаях, мы обратились к детскому омбудсмену. Как оказалось, есть в аппарате уполномоченного специальный кабинет, где работают два психолога-медиатора. Иногда им поручается задача – провести переговоры с родителями, дабы те составили наиболее удобный график встреч. Бывает и другое: определить место жительства, уговорить дать разрешение на выезд за границу и т.п. Задача медиатора создать условия для конструктивного диалога между конфликтующими сторонами. А точнее - убрать эмоциональную составляющую, чтобы переговоры не доходили до криков и взаимных оскорблений. Модератор Александр Чураков пояснил, что, как правило, если речь идет о разработке графика встреч, то сначала этот график запускают в тестовом режиме. И если одна из сторон нарушает условия соглашений, можно собраться снова, чтобы разобрать причины, которые привели к нарушению договоренностей и в зависимости от конкретных обстоятельств внести изменения в разработанный порядок общения.