Истории

Проверку по делу кронштадтской блокадницы завершат в понедельник

Представители торговой сети «Магнит» принесли извинения за смерть блокадницы Раузы Галимовой лишь на третий день после происшествия, назвав его «трагическим стечением обстоятельств». Они сами пришли в штаб блокадников, а теперь ещё пытаются отыскать родственников умершей и уже с ними разрулить ситуацию.

Племянники Галимовой до окончания следствия комментировать историю не желают.

Вряд ли это спасет торговую сеть от всевозможных проявлений остракизма. Уже прошли уличные акции  — под стенами заведения петербургский музыкант Сергей Елгазин раздавал пенсионерам масло в память о трех пачках этого продукта, в похищении которых обвинили Галимову. Уже начался сбор средств на «курсы вежливости». Эмма Лешина, председатель общества блокадников Кронштадтского района, говорит, что предпринимать пока ничего не будет: «Не листовки же нам печатать — за них теперь и посадить могут». Так уж получилось, что прокурорская проверка, из-за которой магазин уже несколько дней закрыт «по техническим причинам», и без того уронила прибыль магазина на десятки миллионов. Не исключено, что некоторые работники сети пытаются подзаработать на шумихе. Вот такие письма получили сразу несколько петербургских СМИ:

«Добрый день!
Работаю директором в магазине "Магнит". Могу дать комментарии по поводу вчерашнего случая в магазине "Магнит", дать оценку действиям сотрудников магазина, что гласит внутренняя инструкция по задержанию покупателей и как в компании учат ловить воров. Ответить на другие вопросы, предоставить полный текст инструкции (фото) по предотвращению воровства. Также сколько вычитают из зарплаты персонала за воровство и просрочку. В формате вопрос-ответ. Цена вопроса 5 тысяч рублей».

Впрочем, подтверждений, что автор письма по фамилии Иванов действительно имеет отношение к «Магниту», не имеется.

Прокурорская проверка показала: обвинять 81-летнюю блокадницу в краже - преждевременно. Покупательница положила масло в маленький отсек тележки, сверху поставила сумку и, расплатившись на кассе за прочие покупки, собиралась взять сумку и уйти. Когда масло было обнаружено, предлагала доплатить, но работники магазина вызвали полицию. Никто не объяснил ей, что неоплаченная покупка на сумму в 300 рублей ни при каких обстоятельствах не может стать поводом для уголовного дела, разве что для административного. И в полицию-то ее забрали только для установления личности, потому что документов при себе не оказалось.

Существует еще и такая подоплека: риск за кражи заранее заложен в смету, в стоимость товара, причем за кражи обоих типов: и когда воруют покупатели, и когда это делает персонал. Если в магазине давно не воровали, и он «сэкономил» на кражах, значит, можно что-то взять самому, хозяин не обеднеет.

На крыльце полицейского участка пожилая женщина скончалась от инфаркта. Правда, представители «Магнита» изначально выдали другую версию и продолжают ее придерживаться. Как заявил порталу LifeNew заместитель гендиректора по организационным вопросам сети продуктовых магазинов «Магнит» Аслан Шхачемуков, Галимова была серийной воровкой и уже неоднократно попадалась. Осталось дождаться, чтобы руководители «Магнита» предоставили доказательства – например, видеозаписи похищений. Может, они это и сделали – в прокуратуре сейчас отказываются комментировать эту историю, обидевшись за чересчур вольное толкование своих комментариев. Там, однако, сообщили, что уже в понедельник проверка может быть завершена.

В любом случае, никакой разъяснительной работы с близкими Галимовой «Магнит» не вел. Да, у нее не было близких родственников – пенсионерка проживала одна, но было, в конце концов, блокадное общество, где Галимову хорошо знали. Знали как человека аккуратного и не бедствующего. Если бы блокадница испытывала проблемы с деньгами, ей наверняка бы помогли.

«Рауза Ахметовна всю жизнь прожила в Кронштадте, здесь ее и застигла война, — говорит Эмма Лешина. — Всю жизнь работала в столовой №1 на улице Ленина. Кассиром. Все ее знали как приветливого и доброжелательного человека. После войны она регулярно участвовала во всех памятных мероприятиях, связанных с войной и блокадой».

Получается, что работники «Магнита» обидели бывшую коллегу. Отметим, что сам владелец розничной сети «Магнит» Сергей Галицкий в «Твиттере» прокомментировал эту историю иначе: сказал, что пожилую женщину сдавать в полицию не следовало.

Свой комментарий нам дал Алексей Третьяков, вице-президент Торгово-промышленной палаты Кронштадта. Он отметил, что это не первая скандальная история в петербургских супермаркетах: достаточно вспомнить музыканта, избитого в «Карусели» за просьбу дать жалобную книгу, или покупательницу, запертую в «Дикси» в морозильной камере.

«А дело все в том, что петербургские власти уничтожили в городе конкуренцию, малый торговый бизнес. Так что сетевики теперь не боятся бойкотов и прочего народного возмущения. Побойкотируют – и снова вернутся в тот же магазин. Это первая причина, вторая кроется в капиталистической морали: получение прибыли любой ценой. Существует еще и такая подоплека: риск за кражи заранее заложен в смету, в стоимость товара, причем за кражи обоих типов: и когда воруют покупатели, и когда это делает персонал. Если в магазине давно не воровали, и он «сэкономил» на кражах, значит, можно что-то взять самому, хозяин не обеднеет. Так рассуждают сотрудники. Понятно, что к ворам (или подозреваемым) у них отношение негативное: они ведь крадут товар, который сами охранники уже считают своим».

share
print