15 января в книжном доме «Глагол» прошло первое мероприятие проекта «Градостроительные вечера». Инициаторы встречи (общественное движение «Живой город», радиостанция «Град Петров», Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) предлагают площадку для обсуждения архитектурного наследия Петербурга.
Историк архитектуры, член ВООПИиК Маргарита Штиглиц рассказала собравшимся о проблемах сохранения памятников промышленной архитектуры:
- Зарождение промышленной архитектуры происходило с середины XIX века, в эпоху индустриальных революций. Новаторство инженерной мысли сначала использовалось в промышленной архитектуре, затем применялось в гражданском строительстве. В 60-х годах прошлого века в Западной Европе зародилось общественное движение, выступающее за перепрофилирование бездействующих памятников промышленной архитектуры.
Жителям Санкт-Петербурга не нравятся новые «стеклянные» торгово-развлекательные или бизнес-центры. Трансформация памятников промышленной архитектуры под современные арт-проекты, учебные корпуса университетов, бизнес-центры и прочее способствует сохранению исторического облика Петербурга и не требует включения новых построек в архитектурный ансамбль города.
Уже в 70-х годах в России было впервые трансформирован промышленный объект: из Нижнетагильского металлургического завода сделали заповедник. В это же время в Ленинграде составляли списки неработающих промышленных предприятий. Как правило, такие предприятия расположены на берегах рек и формируют панораму Невы. В настоящее время большая часть из них находится в полуразрушенном состоянии. По берегу реки, в качестве «прикрытия», возводятся в рандомном порядке небольшие строения.
С середины XIX века в строительстве промышленных объектов использовался красный кирпич, чаще всего привезенный из Западной Европы, и чугунный каркас (который впоследствии также переняла гражданская архитектура). Это были незамысловатые с виду здания в классическом стиле. Интерес представляли именно особенности конструкций.
Перепрофилирование памятников промышленной архитектуры проходит у нас далеко не всегда гладко. Здесь прежде всего следует остановиться на судьбе «Красного треугольника» — предприятии, специализировавшемся на выпуске изделий из резины. Часть площади занято под офисы, часть отдается под летние концерты. Размер объекта кажется устрашающим для инвесторов, поэтому большинство корпусов «Красного треугольника» до сих пор не эксплуатируются. Также бездыханным остается Ижорский завод в Колпино.
Маргарита Штиглиц уверена, что перепрофилирование и реставрация завода вдохнет жизнь не только в промышленный объект, но и в окружающую его местность.
Одним из наиболее удачных примеров такого перепрофилирования является новый корпус петербургской Высшей школы экономики, которая занимает бывшее здание фабрики «Красный маяк». В 2009 году памятник промышленной архитектуры был передан в управление Санкт-Петербургскому кампусу НИУ ВШЭ. На реставрацию, завершившуюся в конце 2014 года, было выделено 390 млн рублей. Внешний облик здания не подвергся серьезным изменениям. Была осуществлена реставрация оконных переплетов и фасадов здания.
Основной проблемой, препятствующей эксплуатации памятников промышленной архитектуры, по мнению Маргариты Штиглиц, является низкий уровень культуры освоения таких сооружений. Комитет государственного использования и охраны памятников (КГИОП) не раз сталкивался с непониманием инвесторов, как работать с памятниками архитектуры.
Иногда конфликты приходится решать через суд. Были случаи, когда инвесторам удалось выиграть дело. В таком случае сооружение утрачивало статус «вновь выявленного объекта, представляющего историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Промышленные сооружения часто подвергаются частичному или полному разрушению и дальнейшей застройке территории. Бывшие инвесторы прядильно-ткацкой фабрики имени Петра Анисимова начали снос здания. Но в 2010 году группа компаний «Овентал» начала реконструировать строение под арт-проект. Им удалось превратить бывший промышленный комплекс в арт-пространство. Теперь это является одним из наиболее удачных примеров перепрофилирования (арт-проект «Ткачи»).
Другой случай недопонимания инвесторов выгоды реставрации промышленных зданий — фабрика «Красное знамя». Комитету государственного использования и охраны памятников (КГИОП) в этом случае не удалось переубедить инвесторов. Территория промышленного сооружения подверглась тотальной застройке. Внешний вид бывшей фабрики «Красное знамя» существенно изменился. Тотальная застройка существенно умалила архитектурную ценность промышленного памятника.
Маргарита Штиглиц заявила о необходимости комплексных пилотных проектов по перепрофилированию больших сооружений — таких, как «Красный треугольник».
Частичная эксплуатация и тотальная застройка — не самый выгодный способ использования промышленных объектов. Часто жителям Санкт-Петербурга не нравятся новые «стеклянные» торгово-развлекательные или бизнес-центры. Трансформация памятников промышленной архитектуры под современные арт-проекты, учебные корпуса университетов, бизнес-центры и прочее способствует сохранению исторического облика Петербурга и не требует включения новых построек в архитектурный ансамбль города.
Отметим, что «Градостроительные вечера» в книжном доме «Глагол», по мнению организаторов, помогут популяризовать не только тему сохранения промышленной архитектуры, но и другие градостроительные проблемы, привлечь к участию в проекте новых людей. Теперь жители города смогут вместе искать пути осуществления архитектурных задач, а специалисты — поделиться опытом их воплощения.