Где покататься на лыжах и сноуборде в России
Российских туристов на европейских курортах стало заметно меньше, чем год назад. «МР» оценил, можно ли заменить зарубежные склоны отечественными.
Отдых на пляже зимой ни Сочи, ни Кавказ предоставить не могут. А вот с активным отдыхом все проще. Пусть в Ленинградской области нет высоких гор, но они есть на Урале, на Кавказе. Можно махнуть в дешевую заграницу – Киргизию. Осталось выяснить, что именно не нравится нам в российских лыжных курортах. Это, во-первых, очереди, во-вторых, советских сервис («советский» - это еще самый мягкий из эпитетов), в третьих, относительная дороговизна, в общем, несоответствие цены и качества, в четвертых, грубость местного населения.
Для местных вы - никто, мусор, несмотря на то, что кормите весь Домбай. Если придете в кафе вы и местный абориген, обслужат, в первую очередь, всегда его, та же тема и на подъемниках
Действительно, отдыхая в Альпах или Лапландии, нам как-то не приходило в голову сравнивать психологию местных жителей с психологией курортника. Было очевидно, что хозяин гостиницы, магазинчика, кафе или же таксист где-нибудь в Швейцарских Альпах зарабатывает никак не меньше, чем российский средний класс. А теперь представим глубину пропасти между жителем уральской глубинки и московским яппи-туристом. Немудрено, что путешественники то и дело жалуются на хамство – как обслуживающего персонала, так и просто местных жителей, слоняющихся по курортам и чувствующих себя чужими на празднике жизни.
«Для местных вы - никто, мусор, несмотря на то, что кормите весь Домбай. Если придете в кафе вы и местный абориген, обслужат, в первую очередь, всегда его, та же тема и на подъемниках», - так пишут лыжники на форумах. Впрочем, на один негативный отзыв обычно бывает два позитивных. Хоронить наши курорты пока рано.
Немудрено, что путешественники то и дело жалуются на хамство – как обслуживающего персонала, так и просто местных жителей, слоняющихся по курортам и чувствующих себя чужими на празднике жизни.
Главный недостаток курортов Ленинградской области – низкорослость. Даже Коробицыно и Орехово не могут похвастать перепадом высот более чем в 110 метров. Пусть самые длинные склоны в той же «Игоре» и достигают в длину 1200 метров, но всем прекрасно известно, что гора кончается на середине, а потом идет долгий выкат. То же можно сказать про основной склон в «Красном озере». Есть еще один недостаток, который бросается в глаза всем, кто хотя бы по разу посетил Коробицыно и Лапландию. В Коробицыно одна гора поделена пополам между курортами «Снежный» и «Золотая долина». «Красное озеро» расположено по другую сторону дороги, но и там гора, по сути, та же. Чтобы освоить полтора десятка трасс, требуется купить три абонемента на подъемник. Цена шестичасового абонемента в выходной день – 1300-1400 рублей. В Финляндии же, напротив, действует единый ски-пасс для трех-четырех курортов. К примеру, приехав в Юлляс, вы можете купить пятидневный абонемент на подъемники и использовать его на соседних курортах Олос, Леви и Паллас – они расположены в радиусе 20-30 километров друг от друга. Наверное, финны очень удивляются, когда видят русскую дележку трасс. Нечто подобное можно увидеть и на других курортах, и в Кировске, и на Шерегеше. Склон один, подъемника к нему – два, и для каждого свой билет.
Чтобы освоить полтора десятка трасс, требуется купить три абонемента на подъемник. Цена шестичасового абонемента в выходной день – 1300-1400 рублей. В Финляндии же, напротив, действует единый ски-пасс для трех-четырех курортов.
Изучая предложения на российских лыжных курортах, мы исключили из списка места, где перепад высот составляет меньше 200 метров – маленькие горы можно найти и у нас, а также все территории за Уралом – перелет выходит слишком уж дорогим. В последние годы лидером по числу положительных отзывов считается кемеровский Шерегеш – но добираться туда будет дороже, чем, скажем, до Андорры. В киргизский Караколд билет стоит 18 тысяч плюс 100 долларов на такси до зоны катания. Зато все остальное довольно дешево: подъемник – 900 рублей, отель – 3000 в сутки, еда – почти бесплатно.
Ближайшим для нас курортом, расположенным в настоящих горах – Хибинах – является Кировск. Дорога в плацкартном вагоне обойдется минимум в 3700 рублей. Дневной ски-пасс – от 1100 (в зависимости от горы и подъемника). Можно забронировать отель через интернет, скажем, на booking.com. Хостел стоит – 1200 за ночь, гостиницы – от 4 тысяч. В городе есть два автопроката – можно взять машину и кататься между склонами либо съездить куда-нибудь, тем более что ски-пасс можно оформить по системе «три дня из пяти», «пять дней из семи» и т.п.
Перепад высот составляет более 600 метров, то есть в полтора раза больше, чем на самом высоком курорте Финляндии. Казалось бы, все прекрасно. Но – очереди на 40 минут, плохая освещенность трасс, медленные подъемники.
Горнолыжной Меккой всего Советского Союза считался Домбай. Билет до Минеральных Вод на поезд в два конца обойдется в 5-6 тысяч рублей. Самолетом, если повезет, можно добраться тысяч за 10. Еще две тысячи – на такси. Забронировать гостиницу (от 2000 на человека в сутки) в Домбае можно через интернет. Преимущества российского сервиса в том, что «можно договориться» и заплатить за подъемник не в кассу, а непосредственно дежурному служителю. Тогда выйдет дешевле. Подъемник, как у нас на «Красном озере», стоит 1300 рублей в день и, конечно, абонемент действует только на одном склоне. Те, кто «договариваться» не желают, вынуждены «стоять за свои деньги»: в пиковые дни подъем плюс очередь занимали до двух часов.
Если есть горнолыжная Мекка, то должна быть и Медина. Ею является Приэльбрусье – Чегет. Там перепад высот – 1000 метров, а на самом Эльбрусе – 2000. Сезон начинается в новый год, а в ноябре на вершину можно добраться, наняв снегоход. Зато ски-пассы дешевы – рублей за 800. Гостиницу на Чегете также можно снять через интернет-системы букинга. Третий кавказский горнолыжный узел – Архыз – только начинает строиться. Там уже есть гондольный подъемник, но мало трасс, экстремальных же нет вовсе.
Уральский горнолыжный курорт Абзаково занимает вторую после Шерегеша строчку в положительном рейтинге. Говорят, благодаря гондольному подъемнику – настоящей кабинке, как в Альпах. Тем более, стоит такой подъемник – всего 1100 рублей за день. Склоны неплохие, высота – до 300 метров, и их неплохо обрабатывают. Еще дешевле и выше, чем Абзаково, уральский курорт Завьялиха – перепад высот 430 метров, а подъемник – всего 500 рублей за два часа. К сожалению, добраться до этого места трудно: ближайший аэропорт – Магнитогорск – не имеет прямого сообщения с Петербургом, а от Уфы добираться более 200 километров. Лыжники, побывавшие в этом году на уральских курортах, жалуются, что подъемники там могут закрыть, несмотря на наличие людей на склонах. Просто потому, что людей слишком мало. В Пермском крае хвалят курорт Губаха – за гондольный подъемник, подготовленные склоны. Там нет искусственного оснежения, но оно, говорят, и не нужно. Увы, но добираться до Перми, потом до Соликамска, потом до станции Углеуральская, а оттуда на такси – процесс чересчур утомительный. Курорт рассчитан на пермяков-автомобилистов. Гостиниц поблизости, кстати, тоже нет. Впрочем, до Абзакова и Завьялихи тоже доехать непросто.
Отдельно стоит поговорить о сочинской Красной Поляне, где перепад высот составляет полторы тысячи метров, инфраструктура, понятное дело, идеальна, а цены хоть и «заряженные», но все же в рублях. В этом году РЖД даже запустили специальный лыжный поезд до Адлера – со специальным вагоном-лыжехранилищем. Поезд, кстати, состоял только из купейных и спальных вагонов, и проезд в нем в одну сторону стоил 5000 рублей. Для тех, кому это дорого, существуют обычные поезда, где плацкартный билет в одну сторону стоит всего 3130. Самолет туда-обратно – порядка 10 тысяч. Трансфер от аэропорта – 1500 в одну сторону. Сутки в четырехместных апартаментах у подножия курорта «Роза Хутор» стоят в этом сезоне 6300 рублей – то есть 1600 с человека. Можно снять двухместные – за 4500. Дневной абонемент на все 18 подъемников стоит 1800 рублей, для тех, кто хочет еще и попутешествовать по округе, есть тариф «шесть дней из восьми» и он стоит 7 тысяч. В пересчете на европейскую валюту – это 100 евро, и в Финляндии за такие деньги можно заполучить абонемент в лучшем случае на два дня. Во французских Альпах, которые по перепаду высот сравнимы с Сочи (хотя склонов, конечно, больше) ски-пасс на шесть дней стоит 277 евро.