Российских туристов на европейских курортах стало заметно меньше, чем год назад. «МР» оценил, можно ли заменить зарубежные склоны отечественными.
Отдых на пляже зимой ни Сочи, ни Кавказ предоставить не могут. А вот с активным отдыхом все проще. Пусть в Ленинградской области нет высоких гор, но они есть на Урале, на Кавказе. Можно махнуть в дешевую заграницу – Киргизию. Осталось выяснить, что именно не нравится нам в российских лыжных курортах. Это, во-первых, очереди, во-вторых, советских сервис («советский» - это еще самый мягкий из эпитетов), в третьих, относительная дороговизна, в общем, несоответствие цены и качества, в четвертых, грубость местного населения.
Для местных вы - никто, мусор, несмотря на то, что кормите весь Домбай. Если придете в кафе вы и местный абориген, обслужат, в первую очередь, всегда его, та же тема и на подъемниках
Действительно, отдыхая в Альпах или Лапландии, нам как-то не приходило в голову сравнивать психологию местных жителей с психологией курортника. Было очевидно, что хозяин гостиницы, магазинчика, кафе или же таксист где-нибудь в Швейцарских Альпах зарабатывает никак не меньше, чем российский средний класс. А теперь представим глубину пропасти между жителем уральской глубинки и московским яппи-туристом. Немудрено, что путешественники то и дело жалуются на хамство – как обслуживающего персонала, так и просто местных жителей, слоняющихся по курортам и чувствующих себя чужими на празднике жизни.
«Для местных вы - никто, мусор, несмотря на то, что кормите весь Домбай. Если придете в кафе вы и местный абориген, обслужат, в первую очередь, всегда его, та же тема и на подъемниках», - так пишут лыжники на форумах. Впрочем, на один негативный отзыв обычно бывает два позитивных. Хоронить наши курорты пока рано.
Немудрено, что путешественники то и дело жалуются на хамство – как обслуживающего персонала, так и просто местных жителей, слоняющихся по курортам и чувствующих себя чужими на празднике жизни.
Главный недостаток курортов Ленинградской области – низкорослость. Даже Коробицыно и Орехово не могут похвастать перепадом высот более чем в 110 метров. Пусть самые длинные склоны в той же «Игоре» и достигают в длину 1200 метров, но всем прекрасно известно, что гора кончается на середине, а потом идет долгий выкат. То же можно сказать про основной склон в «Красном озере». Есть еще один недостаток, который бросается в глаза всем, кто хотя бы по разу посетил Коробицыно и Лапландию. В Коробицыно одна гора поделена пополам между курортами «Снежный» и «Золотая долина». «Красное озеро» расположено по другую сторону дороги, но и там гора, по сути, та же. Чтобы освоить полтора десятка трасс, требуется купить три абонемента на подъемник. Цена шестичасового абонемента в выходной день – 1300-1400 рублей. В Финляндии же, напротив, действует единый ски-пасс для трех-четырех курортов. К примеру, приехав в Юлляс, вы можете купить пятидневный абонемент на подъемники и использовать его на соседних курортах Олос, Леви и Паллас – они расположены в радиусе 20-30 километров друг от друга. Наверное, финны очень удивляются, когда видят русскую дележку трасс. Нечто подобное можно увидеть и на других курортах, и в Кировске, и на Шерегеше. Склон один, подъемника к нему – два, и для каждого свой билет.
Чтобы освоить полтора десятка трасс, требуется купить три абонемента на подъемник. Цена шестичасового абонемента в выходной день – 1300-1400 рублей. В Финляндии же, напротив, действует единый ски-пасс для трех-четырех курортов.
Изучая предложения на российских лыжных курортах, мы исключили из списка места, где перепад высот составляет меньше 200 метров – маленькие горы можно найти и у нас, а также все территории за Уралом – перелет выходит слишком уж дорогим. В последние годы лидером по числу положительных отзывов считается кемеровский Шерегеш – но добираться туда будет дороже, чем, скажем, до Андорры. В киргизский Караколд билет стоит 18 тысяч плюс 100 долларов на такси до зоны катания. Зато все остальное довольно дешево: подъемник – 900 рублей, отель – 3000 в сутки, еда – почти бесплатно.
Ближайшим для нас курортом, расположенным в настоящих горах – Хибинах – является Кировск. Дорога в плацкартном вагоне обойдется минимум в 3700 рублей. Дневной ски-пасс – от 1100 (в зависимости от горы и подъемника). Можно забронировать отель через интернет, скажем, на booking.com. Хостел стоит – 1200 за ночь, гостиницы – от 4 тысяч. В городе есть два автопроката – можно взять машину и кататься между склонами либо съездить куда-нибудь, тем более что ски-пасс можно оформить по системе «три дня из пяти», «пять дней из семи» и т.п.
Перепад высот составляет более 600 метров, то есть в полтора раза больше, чем на самом высоком курорте Финляндии. Казалось бы, все прекрасно. Но – очереди на 40 минут, плохая освещенность трасс, медленные подъемники.
Горнолыжной Меккой всего Советского Союза считался Домбай. Билет до Минеральных Вод на поезд в два конца обойдется в 5-6 тысяч рублей. Самолетом, если повезет, можно добраться тысяч за 10. Еще две тысячи – на такси. Забронировать гостиницу (от 2000 на человека в сутки) в Домбае можно через интернет. Преимущества российского сервиса в том, что «можно договориться» и заплатить за подъемник не в кассу, а непосредственно дежурному служителю. Тогда выйдет дешевле. Подъемник, как у нас на «Красном озере», стоит 1300 рублей в день и, конечно, абонемент действует только на одном склоне. Те, кто «договариваться» не желают, вынуждены «стоять за свои деньги»: в пиковые дни подъем плюс очередь занимали до двух часов.
Если есть горнолыжная Мекка, то должна быть и Медина. Ею является Приэльбрусье – Чегет. Там перепад высот – 1000 метров, а на самом Эльбрусе – 2000. Сезон начинается в новый год, а в ноябре на вершину можно добраться, наняв снегоход. Зато ски-пассы дешевы – рублей за 800. Гостиницу на Чегете также можно снять через интернет-системы букинга. Третий кавказский горнолыжный узел – Архыз – только начинает строиться. Там уже есть гондольный подъемник, но мало трасс, экстремальных же нет вовсе.
Уральский горнолыжный курорт Абзаково занимает вторую после Шерегеша строчку в положительном рейтинге. Говорят, благодаря гондольному подъемнику – настоящей кабинке, как в Альпах. Тем более, стоит такой подъемник – всего 1100 рублей за день. Склоны неплохие, высота – до 300 метров, и их неплохо обрабатывают. Еще дешевле и выше, чем Абзаково, уральский курорт Завьялиха – перепад высот 430 метров, а подъемник – всего 500 рублей за два часа. К сожалению, добраться до этого места трудно: ближайший аэропорт – Магнитогорск – не имеет прямого сообщения с Петербургом, а от Уфы добираться более 200 километров. Лыжники, побывавшие в этом году на уральских курортах, жалуются, что подъемники там могут закрыть, несмотря на наличие людей на склонах. Просто потому, что людей слишком мало. В Пермском крае хвалят курорт Губаха – за гондольный подъемник, подготовленные склоны. Там нет искусственного оснежения, но оно, говорят, и не нужно. Увы, но добираться до Перми, потом до Соликамска, потом до станции Углеуральская, а оттуда на такси – процесс чересчур утомительный. Курорт рассчитан на пермяков-автомобилистов. Гостиниц поблизости, кстати, тоже нет. Впрочем, до Абзакова и Завьялихи тоже доехать непросто.
Отдельно стоит поговорить о сочинской Красной Поляне, где перепад высот составляет полторы тысячи метров, инфраструктура, понятное дело, идеальна, а цены хоть и «заряженные», но все же в рублях. В этом году РЖД даже запустили специальный лыжный поезд до Адлера – со специальным вагоном-лыжехранилищем. Поезд, кстати, состоял только из купейных и спальных вагонов, и проезд в нем в одну сторону стоил 5000 рублей. Для тех, кому это дорого, существуют обычные поезда, где плацкартный билет в одну сторону стоит всего 3130. Самолет туда-обратно – порядка 10 тысяч. Трансфер от аэропорта – 1500 в одну сторону. Сутки в четырехместных апартаментах у подножия курорта «Роза Хутор» стоят в этом сезоне 6300 рублей – то есть 1600 с человека. Можно снять двухместные – за 4500. Дневной абонемент на все 18 подъемников стоит 1800 рублей, для тех, кто хочет еще и попутешествовать по округе, есть тариф «шесть дней из восьми» и он стоит 7 тысяч. В пересчете на европейскую валюту – это 100 евро, и в Финляндии за такие деньги можно заполучить абонемент в лучшем случае на два дня. Во французских Альпах, которые по перепаду высот сравнимы с Сочи (хотя склонов, конечно, больше) ски-пасс на шесть дней стоит 277 евро.