Три причины, почему Россия погружается в кризис, и ее никто не любит
Россию в 2015 году ждет падение экономики, а Путин остался без завтрака на саммите в Австралии. Как это связано, объяснил экономист, профессор Европейского университета Дмитрий Травин.
За шумихой последних месяцев позабылся принципиально важный для нашей экономики показатель. В конце 2013 года, еще до всяких санкций и контрсанкций, до победы Майдана и присоединения Крыма, при ценах на нефть более 100 долларов за баррель, – российская экономика показала рост всего 1,3%. Это терпимый рост для США и Европы – стабильных и богатых экономик, которые, как правило, растут небыстро. Но развивающиеся страны должны расти как минимум на 4% за год. 1,3% в наших условиях – это практически стагнация.
По итогам 2014 года и правительство, и независимые экономисты предвидят рост еще меньший – 0,5%. На 2015 год еще недавно делались «оптимистические» прогнозы, что мы, может быть, не упадем, но сейчас в правительстве открыто говорят о рецессии (спаде производства и темпов роста на протяжении более полугода).
Я считаю, что российская экономика перестала расти по внутренним причинам, она неконкурентоспособна, и падение цен на нефть (сейчас за баррель дают меньше 70 долларов) может только ухудшить ситуацию. Какие принципиальные ошибки привели нас к этому?
Кто хочет стать Михаилом Ходорковским?
Первая принципиальная ошибка совершена осенью 2003 года. Дело не лично в Михаиле Ходорковском. Хотя он, безусловно, понес кару несоразмерную нарушениям, которые ему вменялись, да и суд, насколько я понимаю, толком ничего не доказал.
Все трезвомыслящие экономисты как один твердили: ребята, не сходите с ума! Если у самого богатого человека страны вот так запросто можно отнять собственность, значит, на его месте может оказаться любой. Россия нуждается в повышении производительности труда, а значит, в инвестициях, в новых технологиях. Допустим, Ходорковский виноват, но вы должны сгладить эту историю, показать, что это случайность. А вы наоборот эту тему педалируете, явно даете понять, что Ходорковский – не последний.
Мы нуждаемся в инвестициях. Мы должны создавать о себе представление как о стране, с которой можно сотрудничать. Если бы Россия в 2007 году не начала жесткий антизападный курс, то, я уверен, никаких санкций после Крыма бы не последовало.
То, что происходит сейчас с главой АФК «Система» Владимиром Евтушенковым (вот уж до чего острожный человек, явно посоветовался с кем надо, прежде чем покупать «Башнефть»!) – это движение в том же направлении.
Напомним, в сентябре 2014 года Евтушенков был помещен под домашний арест по делу о хищении и легализации акций «Башнефти». По мнению экспертов, если кто и похищал компанию, то предыдущий фактический руководитель – Урал Рахимов (сын Муртазы Рахимова, бывшего президента Башкортостана).
Странные люди в правительстве
В феврале 2004 года Путин меняет правительство. Идет широкое обсуждение, кого он назначит премьером вместо Михаила Касьянова. Звучат имена известных экономистов, в частности министра финансов Алексея Кудрина. Но на вторую по влиятельности должность в стране назначается человек по фамилии Фрадков. Сегодня Михаила Ефимовича уже мало кто помнит, он возглавляет Службу внешней разведки.
Что сделал на посту премьер-министра этот странный человек, столь же странно исчезнувший в 2007 году? Он управлял хозяйством при высоких ценах на нефть, когда можно было серьезно преобразовывать экономику без падения уровня жизни населения. Что сделал его сменщик на посту премьера Виктор Зубков?
Виктор Зубков, Михаил Фрадков. Фото: «Википедия»
После удачной налоговой реформы 2000-2001 годов Россия не осуществила ни одной осмысленной экономической реформы. По логике нынешней власти, рядом с Путиным не должно быть фигуры, которая была бы равна ему по привлекательности. Поэтому техническими премьерами оказывались Фрадков и Зубков, а президентский пост четыре года занимал Дмитрий Медведев – самый несамостоятельный и нехаризматичный представитель путинского окружения.
После кризиса 2008-2009 годов экономисты сошлись по мнении: пора что-то менять. Но четыре года – 2010, 2011, 2012, 2013 – до появления несчастного показателя 1,3% роста ВВП опять прошли впустую. В 2011 году Алексей Кудрин не выдерживает и подает в отставку: государство, по его мнению, не способно без повышения налогов выполнять колоссальные взятые на себя обязательства по вооружению и социальной политике.
С Россией лучше дела не иметь
В феврале 2007 года Путин произносит знаменитую Мюнхенскую речь, посвященную однополярности современной мировой политики. Под некоторыми его тезисами и я бы подписался: американцы действительно напортачили в Афганистане, но зачем противопоставлять себя Западу в принципе? Мы нуждаемся в инвестициях. Мы должны создавать о себе представление как о стране, с которой можно сотрудничать. Если бы Россия в 2007 году не начала жесткий антизападный курс, то, я уверен, никаких санкций после Крыма бы не последовало. Мы сознательно готовили западный мир к конфронтации.
По логике нынешней власти, рядом с Путиным не должно быть фигуры, которая была бы равна ему по привлекательности. Поэтому техническими премьерами оказывались Фрадков и Зубков, а президентский пост четыре года занимал Дмитрий Медведев – самый несамостоятельный и нехаризматичный представитель путинского окружения.
В результате Путин оказался в одиночестве. И остался без завтрака на ноябрьском саммите «Большой двадцатки» в Австралии. Объяснение, которое этому дала российская пропаганда, просто смехотворное – якобы российскому президенту нужно было поспать перед полетом в Москву. Такое впечатление, что Путин летает эконом-классом, где слева его поджимает Песков, справа Лавров, и он все думает, как бы выспаться: то ли голову на плечо пресс-секретарю положить, то ли министру иностранных дел. На самом деле, президентский самолет оборудован для всех форм отдыха.
Наконец, последний шаг к нынешним проблемам в экономике – это наши контрсанкции. Шаг не столь важный, как предыдущие, но показательный. Россия целенаправленно, с невероятной энергией строила Таможенный союз и единое экономическое пространство с Казахстаном и Беларусью. После санкций запретила ввоз некоторых западных товаров. Но наши партнеры по союзу этого не сделали! С какой стати Лукашенко и Назарбаев будут отлавливать вдоль границ «контрабандистов» с польскими яблоками и норвежской семгой? Мы имеем практически те же товары на прилавках, только теперь от этого выигрывают экономики наших соседей.
Лекция Дмитрия Травина о причинах кризиса прочитана в Европейском университете в среду, 3 декабря. Конспект второй лекции о путях выхода из кризиса будет опубликован позже.
Расписание следующих лекций: 10 декабря – «Новый режим Владимира Путина», 17 декабря – «Болотная и Майдан». Лекции читаются с 18.00 в конференц-зале Европейского университета (Гагаринская улица, 3). Вход свободный.