Татьяна Парфенова: «Я бы отменила моду на мех»
Накануне показа новой коллекции «Признание (в любви)» «МР» побеседовал с петербургским дизайнером сразу обо всем.
18 ноября в отеле «Астория» петербургский дизайнер Татьяна Парфенова представила новую коллекцию «Признание (в любви)» весна-лето 2015 года. «В очередной раз я хотела сказать, что мир прекрасный, что человек красивый и что вокруг человека все должно быть прекрасно», – так просто объяснила Татьяна свое творение, которое в сентябре этого года показали в Милане.
Почти 20 лет ваш Модный дом живет на Невском проспекте. Каковы ваши отношения с главной магистралью города сегодня?
Это уже такой материнский дом для меня, ведь Модный дом – одна из немногих компаний, которая на нем выжила. Тут у нас цеха, производство. Конечно, меня беспокоит то, что Невский проспект потерял некую ноту особого, элитного места. Многие респектабельные заведения ушли, их сменил «фастфуд». Причина понятна – запрет парковок, приоритет общественному транспорту. Мне кажется, это не совсем правильно. Хотя бы в выходные и праздничные дни можно было бы разрешать парковку на Невском, чтобы люди могли подъехать на машине.
Мне не нравится и рекламный хаос – объявления в окнах, на стенах, проспект очень страдает от этой безвкусицы. Это место в городе должно быть другим – изысканным, престижным. Но Модный дом здесь останется, и тут мы не меряем деньгами – есть просто чувство своего места, удовольствие и даже обязанность, если хотите. Не хочу, чтобы на месте Дома появился очередной трактир.
Беспокоит то, что Невский проспект потерял некую ноту особого, элитного места. Многие респектабельные заведения ушли, их сменил «фастфуд». Причина понятна – запрет парковок, приоритет общественному транспорту.
Кажется, что сегодня вы беретесь за дизайн самых разных вещей, а еще и книги пишете, и картины... Но когда-то вы говорили, что выбрать занятие в жизни вам было очень трудно. Сейчас стало легко выбирать?
Cейчас я верю в то, что каждый случай неслучаен. Порой кажется, что какое-то твое занятие временное, но вдруг увлекаешься им и понимаешь, какие колоссальные возможности в нем скрыты. Просто нужно внимательно отнестись к порыву, который идет изнутри, а затем попробовать погрузиться в новое поглубже, понаблюдать за собой – как ты меняешься, как вокруг все меняется, когда ты этим занимаешься. Нужно доверять своим внутренним посылам, если что-то интересно.
Например, несколько лет назад я испытала сильный стресс, это было неожиданно и резко. И вдруг, на фоне этих эмоций, я решила своим друзьям написать некие текстовые миниатюры, высказывания. А затем целая книга вышла под названием «Альбом». А еще, когда я узнала, что у меня скоро будет внук, на радостях написала целый роман для детей! Это было совсем неожиданно для меня самой.
Вы посещаете конкурсы, показы молодых дизайнеров, что-то отмечаете для себя?
Не часто, но бывает. Иногда меня просит Татьяна Михалкова поучаствовать в «Русском силуэте». Увы, отмечаю то, что практически никто не может высказаться и довести свою идею до полного воплощения. Всегда чего-то не хватает, очень много слабых коллекций. Присутствие чужих идей в большом количестве. Но может быть и так, что средний студент еще покажет себя, накопит опыт, такое бывает.
Сегодня стать Татьяной Парфеновой сложнее или легче, как вы считаете?
Сейчас время такое же прекрасное, как и прошлое. В финансовом смысле ничего не меняется. Меняется все только в головах. Кто-то для себя считает, что сейчас не то время. Но для тех, кто ничего не начинает, время всегда не то. А для того, кто пускается в плавание, всегда время золотое.
18 ноября состоялся петербургский показ вашей новой весенне-летней коллекции. Как это возможно – думать о будущем лете еще за год до него. А вдруг будет другое настроение, все будет другое?
Не будет, абсолютно! Лето будет таким, каким его придумает дизайнер! На удивление, могу сказать, что если я для себя почему-то решаю, что лето будет дождливое и холодное, и в коллекциях начинают преобладать какие-то темные тона, то оно таким и будет. Как только у меня «голая и прозрачная» летняя коллекция – жара стоит.
На самом деле, эта профессия очень сильно связана с предчувствием, с каким-то колдовством, потому что она так устроена. Скажем, масса случаев, что человек, который получает твою одежду, получает и какие-то определенные посылы, ты влияешь на его жизнь, с ним что-то начинает происходить. Удача в бизнесе, судьбоносная встреча…
Меняется все только в головах. Кто-то для себя считает, что сейчас не то время. Но для тех, кто ничего не начинает, время всегда не то. А для того, кто пускается в плавание, всегда время золотое.
Наверное, чтобы иметь эту энергетику, нужны какие-то источники. Что вас вдохновляет сейчас?
У меня всегда одно и то же – природа, человек.
Вам нужно для этого на природе побыть?
Нет, не обязательно. У меня там внутри свои какие-то лабиринты. Ну и, конечно, у меня огромная библиотека литературы по искусству, дизайну, я очень люблю книги, открываю, листаю… Не из пустой же головы все происходит.
Раньше были эталоны стиля – женщины равнялись на дикторов телевидения, на Раису Горбачеву, следили за нарядами актрис. Нужны ли сегодня обществу подобные ориентиры, и остались ли они у нас?
Конечно, нужны. Икона стиля, на мой взгляд, – Рената Литвинова. Прекрасный ориентир и Диана Вишнева, лицо Модного Дома, и Мария Кочеткова, хотя она живет в Сан-Франциско, и Светлана Кармалита. Эвелина Хромченко всегда блистает нарядами. И надо сказать, Надежда Бабкина сейчас изменилась, стала хорошо одеваться. Татьяна Друбич – очень красивая женщина. Я вас уверяю, когда наше время войдет в историю, оно тоже будет отмечено чем-то красивым, поэтичным, следующие поколения будут восторгаться сегодняшними модницами, потому что всегда есть какие-то идеальные образцы.
Я бы запретила меховые изделия, это атавизм, это должно отмереть. Человек даже раньше столько не убивал ради меха, как это делается сегодня. Работает гигантская индустрия смерти, а по телевизору постоянно крутятся девицы в шубах. А ведь в каждом кусочке – живое существо, убитая жизнь.
Продолжите ли вы сотрудничество с Русским музеем, Эрмитажем?
Конечно, мы еще толком и не начинали! У меня вообще очень часто коллекции рождались, вдохновленные шедеврами Эрмитажа, мы часто используем в вышивке какие-то мотивы. Все у нас впереди, будут красивые проекты, ведь там – неисчерпаемые сокровища для дизайнера. Планы есть, но пока о них не буду.
Горожане опять оделись в черное, серое… Стоит быть в созвучии с природой или стоит идти вопреки, если на дворе темно и холодно?
И я вот сама в черном… Вообще, город-то у нас не темный, он цветной на самом деле, есть и зеленые, желтые дома, и красные. Но одежда осенью и зимой должна быть практичной, все-таки у нас промозгло и до сих пор грязно и пыльно. Отсюда такие цвета в гардеробе. Мне кажется, надо быть в созвучии с природой, но это не значит, что надо грустить вместе с ней. В черном цвете нет негативного, на мой взгляд. Это в человеке много всего внутри, а не в цвете.
Можно одеться и в практичный черный, а настроение подчеркнуть яркими аксессуарами – шарф с цветным орнаментом, красивые вязаные варежки, шапка, пумпон. Сейчас много теплой яркой обуви в продаже, или обуви с цветной подошвой. Может быть, цветная сумка или рюкзак. Или макияж.
Если бы свыше вам дали задание: cоздать какое-то новое, неожиданное направление в моде, которое изменило бы мир к лучшему? Что это могло бы быть?
Я бы ввела моду на отношение к животным как к равным. Я бы запретила меховые изделия, это атавизм, это должно отмереть. Человек даже раньше столько не убивал ради меха, как это делается сегодня. Работает гигантская индустрия смерти, а по телевизору постоянно крутятся девицы в шубах. А ведь в каждом кусочке – живое существо, убитая жизнь. У нас уже есть технологические возможности заменить мех животных искусственными материалами. Я бы отменила моду на мех, вот что бы я сделала точно.