Истории

Жители Мурино и Нового Девяткино не хотят жить в «социальном гетто»

Жители Мурино и Нового Девяткино 15 ноября вышли на согласованный пикет. Несколько десятков человек говорили о том, что нет больше сил жить в «социальном гетто». Корреспондент «МР» попытался разбираться в причинах их недовольства.

Процесс «слияния города и деревни» в селе Мурино и соседней деревне Новое Девяткино начался в 70-х годах прошлого века. Оборонное предприятие НИИ «Поиск» и филиал ЛМЗ «Турбоатомгаз» возвели на сельской земле. Для их работников построили несколько пяти- и девяти этажных домов, школу, садик и амбулаторию. Вокруг располагались леса и совхозные поля с картофелем и капустой.

90-е прошли мимо, а в нулевых оказалось, что село вплотную прилегает к Санкт-Петербургу, через него проходит КАД и в селе есть станция санкт-петербургского метро - «Девяткино», бывшая «Комсомольская». При этом пустой земли в Девяткино было от горизонта до горизонта.

По нормативам жилые дома должны находиться не ближе 50 метров от шоссе. Но если шоссе, проходя через село, превращается в Центральную улицу, то вроде строить можно прямо у тротуара.

Первым построили ЖК «Муринский» - четыре 17-этажных дома и торговый центр возвели на месте бывшего кустарника, отделявшего пятиэтажки от Токсовского шоссе. По нормативам жилые дома должны находиться не ближе 50 метров от шоссе. Но если шоссе, проходя через село, превращается в центральную улицу, то вроде строить можно прямо у тротуара. Появление домов объяснялось необходимостью отремонтировать очистные сооружения в НИИ «Поиск». Но инвестиционные условия почему-то оказались пересмотренными и очистные так и не отремонтировали. Зато четыре новых дома «сели» на существующую инфраструктуру и социалку. В детсад образовалась очередь, а пустующая школа в Новом Девяткино стала переполненной.

  • Murino-15-11-14 (24)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (16)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (23)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (18)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (20)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (22)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (21)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (19)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (17)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (6)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (15)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (13)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (12)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (14)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (7)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (9)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (11)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (10)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (8)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (4)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (5)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (3)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (2)

    Алексей Фёдоров

  • Murino-15-11-14 (1)

    Алексей Фёдоров

Инфраструктура тоже не справилась, оказалось, что электроснабжение поселка осуществляется по «аварийной воздушке» и, если пропадает свет, то в новом доме в отличие от пятиэтажки, пропадает всё - отопление, канализация, водоснабжение, встают лифты и остывают электроплиты в кухнях. В одну из аварий, в декабре 2009 года,  электричество отключилось на трое суток - жители перекрыли Токсовское шоссе, власти собрали черезвычайный штаб, а строители подкатили огромные дизель-генераторы.

Бюджет муниципалитета, составляющий в других селах Ленинградской области несколько миллионов рублей на год, в Мурино перевалил за двести миллионов. И собирается с профицитом.

Но лиха беда начало. Земли оказалось так много, что к 2014 году были выданы разрешения на строительство около ста многоквартирных домов в селе Мурино! Бюджет муниципалитета, составляющий в других селах Ленобласти несколько миллионов рублей на год, в Мурино перевалил за двести миллионов. И собирается с профицитом. В селе выросло двухэтажное здание Администрации, детские площадки в каждом дворе переустроили по несколько раз, а на «день села» установили каменный памятник медведям и пригласили эстрадных звёзд.

На выборах депутатов местного Совета конкуренция обострилась настолько, что только кандидатов от "Единой России" оказалось больше, чем депутатских мест, и единороссы были вынуждены демократически соревноваться прежде всего между собой. Село увидело невиданное зрелище - вместо того, чтобы использовать административный ресурс, кандидаты от правящей партии сами сажали рощи, устанавливали лежачих полицейских, помогали проводить водопровод в дома бабушек. В результате 100 процентов мест в Совете заняла "Единая Россия", но в него вошли действительно достойные из достойных.

Жители в знак протеста перекрыли Токсовское шоссе, 8 декабря 2009 года

Жители в знак протеста перекрыли Токсовское шоссе, 8 декабря 2009 года

Всё тоже самое происходило в следующей за селом деревней - Новое Девяткино. Разве что с поправкой на чуть более дешевые квадратные метры. С десяток застройщиков поделил окрестные земли и стал возводить 22-этажные дома. Нормативы на этажность, конечно, были, но оказалось, что законодательство позволяет многое. И вокруг деревянных домов, сараев с козами и курами поднялись многоэтажки.

В единственную школу, рассчитанную на 850 мест, уже ходит 1140 детей. Семь первых классов наглядно показывают успехи демографии, но дети вынуждены на шестидневке учиться в две смены.

При цене квадратного метра около 50 тысяч рублей покупателей хватало. Люди ждали ключей, застройщики конкурировали за следующие земельные участки, власти ждали постройки обещанной инфраструктуры.

Всегда получалось так, что дома строились раньше садиков. Разрешения на ввод в эксплуатацию подписывались, жители заселялись, появлялись дети, а садиков и школ не появлялось. В единственную школу, рассчитанную на 850 мест, уже ходит 1140 детей. Семь первых классов наглядно показывают успехи демографии, но дети вынуждены на шестидневке учиться в две смены - из-за недостатка помещений для классов первая смена не может остаться на продлёнку, а родители школьников второй смены не знают, с кем оставить детей утром.

В единственный построенный из трех обещанных детских садиков очередь 700 детей. По заверениям родителей на самом деле в списках 900 детей, но двести возят в город.

А попасть в город стало совсем непросто. Пустующее загородное шоссе превратилось в одну большую пробку. Объехать которую невозможно в принципе - мост через реку Охту только один. В этой пробке стоит и скорая, и полиция. Ждать экстренных служб приходится часами. И к парадной они тоже подъехать не могут - дворы плотно заставлены автомобилями. Ленинградская область побольше некоторых европейских государств, а машину припарковать негде.

Загородное щоссе превратилось в одну большую пробку. Объехать которую невозможно в принципе - мост через реку Охту только один. В этой пробке стоит и скорая, и полиция.

Последняя капля, переполнившая чашу терпения, оказалась канализационной. Вся деревня Новое Девяткино, а это уже больше 12 тысяч только официально прописанных жителей и часть Мурино, называющаяся Лавриками, сливает канализацию без каких-либо очистных сооружений в реку Охта. И если в унитаз спустить глонасс-трекер-непромокайку, то через две недели он доплывёт до Финского залива.

Гео-трекеры выложены в интернет и любой купающийся на пляже Петропавловки может быть уверен, что плещется в том числе и в фекалиях из Нового Девяткино.

Местные жители 15 ноября вышли на согласованный пикет. Несколько десятков человек говорили о том, что нет больше сил жить в «социальном гетто». Что нет возможности отстоять очередь в 700 детей в детский сад, потому что дети вырастут быстрее, чем подойдет очередь. Что нет сил и ездить в город, до которого буквально пара километров, выстаивая по часу в пробке туда и по часу обратно. Что нет возможности бросить работу, чтобы водить ребенка в школу во вторую смену и без продлёнки. Что нет сил больному поехать в Токсово. Что иногда нужна полиция и скорая и не через пару часов, а немедленно.

Соединение города и деревни не принесло счастья ни деревенским жителям, ни городским - «городские» живут, как в деревне, а «деревенские» не приобрели городских удобств но лишились всех деревенских.

Любой купающийся на пляже Петропавловки может быть уверен, что плещется в том числе и в фекалиях из Нового Девяткино.

Один из самых крупных КОТов - Комплексного освоения территории - муринское строительство сотни домов на бывших полях совхозов Бугры и Ручьи, по заверениям чиновников, лишен всех этих проблем - несколько школ, больше десятка детских садиков, стадионы, поликлиники, широкие проспекты и просторные дворы, подземные паркинги и развязки с КАДом - всё это обещает доселе невиданный уровень комфорта в новостройках. Власти говорят о том, что строительство детсадов по программе «социалка в обмен на налоги» - это гарантия. А проектирование по принципу встроенно-пристроенных помещений точно не позволит строителям сдать дом и не сдать встроенный садик - жилой дом и садик точно появятся одновременно.

Новый КОТ выглядит действительно неплохо. На бумаге. В реальности это многие миллионы квадратных метров, которые нужно продать. Эксперты сходятся во мнении, что как раз сейчас рынок недвижимости оказался перегрет. Ставки по ипотеке растут. Банки более жестко отбирают заёмщиков. Курс доллара стремится вверх, поднимая цены на всё импортное, начиная от труда гастарбайтеров и заканчивая оконным профилем. А стоимость квадратного метра «первички» в селе всё также около 50-60 тысяч рублей. И даже имеет тенденцию к снижению. Совсем недавно на рынок вышел новый «сельский продукт» - квартира за один миллион рублей в полутора километрах от метро. На фоне всего дорожающего такие предложения выглядят странно.

share
print