Истории

В Петербурге открывается биеннале музейного дизайна

Елена Коловская, директор фонда «Про Арте», рассказала «МР» о том, что музеи нуждаются в специалистах-дизайнерах, и о проектах, которые останутся городу после биеннале.

В этом году в нашем городе впервые пройдет биеннале, посвященная музейному дизайну. Дизайнеры из разных стран подготовили для наших музеев специальные проекты: необычная выставка открыток «На память о памятнике» в Музее городской скульптуры, «Инверсия» в Гатчинском дворце, детский центр в Музее хлеба. Чуть позже в Зимнем дворце откроется выставка «История Эрмитажа в зеркале витрин».

Мастерская Аникушина. Фото предоставлено организаторами биеннале.

Елена Коловская, директор фонда «Про Арте», о том, что музеи нуждаются в специалистах-дизайнерах, и о проектах, которые останутся городу после биеннале.

Не хватает музейных дизайнеров

Несколько самых разных людей из самых разных стран мне сказали: почему же раньше никто не догадался провести такое мероприятие? Тема волнует многих, ведь дизайн в музее — очень широкое понятие. Это дизайн выставок и постоянных экспозиций, каталогов, сувениров, музейных изданий. Основная задача музейного дизайна — общаться с посетителем, представить музейные коллекции как можно интереснее для него. И даже у нас многие музеи поняли, что этим нужно специально заниматься.

В России нет такой специальности — музейный дизайнер, этому не учат нигде (эта проблема, впрочем, касается не только нашей страны). В музейный дизайн приходят люди с очень разным образованием и опытом. Много театральных дизайнеров работают с музеями, ну, они и делают такие театрализованные вещи. Музеям сегодня очень не хватает специалистов. Фонд «Про Арте» работает с музеями уже 15 лет, за это время он сотрудничал не менее чем с сотней музеев. И почти все они обращались к нам с вопросом: у вас нет хорошего дизайнера? Музеи понимают, что недостаточно просто разложить в витрине объекты, развесить на стене картины. Оформление должно быть продумано. Конечно, есть люди (в основном, архитекторы или графические дизайнеры по профессии), которые давно работают с музеями и создают удачные проекты, но системы профессиональной подготовки нет.

В музейный дизайн приходят люди с очень разным образованием и опытом. Много театральных дизайнеров работают с музеями, ну, они и делают такие театрализованные вещи. Музеям сегодня очень не хватает специалистов. 

Фонд «Про Арте» вместе с факультетом искусств СПбГУ уже около пяти лет проводит спецкурс по музейному дизайну для графиков и дизайнеров-средовиков. Но это, конечно, не высшее образование, а лишь введение в специальность. В этом году мы впервые проводим биеннале, и в том числе будет образовательная программа для студентов и специалистов (мастер-классы с западными и российскими дизайнерами, для архитекторов - занятия по музейному освещению, лекции).

Государственный музей политической истории России. Фото предоставлено организаторами биеннале.

Современные музеи не знакомы петербуржцам

Мы пригласили дизайнеров поработать с музеями. Здесь нам помог Комитет по культуре. Они заинтересованы в развитии музеев, которые находятся в их ведении. Несколько музеев смогли получить от комитета поддержку на реализацию выставок по проектам дизайнеров, которых им порекомендовали и привезли мы, фонд «Про Арте». Это Музей городской скульптуры, «Нарвские ворота», где полностью переделывается экспозиционное пространство московскими дизайнерами. В Музее блокады работают британские дизайнеры, в музее Шаляпина — финские. Это попытка показать, какие хорошие идеи можно реализовать весьма небольшими средствами. Дизайнеры предложили музеям несколько вариантов оформления, а музеи выбрали, что им больше подходит.

Мы хотим обратить внимание на музеи, которые недавно открылись в нашем городе. Мастерская Аникушина, допустим: шикарный музей, но кто об этом знает? Или новая экспозиция в Музее политической истории, Ратная палата в Царском селе, выставка «Государевы потехи» в Петергофе. Кроме того, есть еще необъятный Эрмитаж.

Создано два проекта навигации, которые останутся и после биеннале. Один — в Гатчине, там, скорее, наружная навигация, чтобы люди понимали, куда в этом огромном комплексе можно пойти и что посмотреть. Второй проект в Музее-квартире Шаляпина — поменьше, но в чем-то сложнее: там надо было работать с личностью певца. Это замечательный музей, но он так глубоко спрятан в здании, что его до сих пор было трудно обнаружить. Кроме того, останется проект «Инверсия» в Гатчине, который мне кажется очень интересным. Его задачи идут далеко за пределы просто оформления выставки. Это проект философский, он задает вопрос, что вообще должны делать современные музеи: реставрировать или консервировать? В большинстве своем наши пригородные дворцы отреставрированы и назад дороги нет. В Гатчине еще довольно много «нетронутого» пространства, и это удачная возможность подумать: что делать с этим дальше? Все покрыть золотом, оштукатурить и закрасить или, может быть, оставить что-то как есть, показать ход истории? На самом деле, это иногда толкает людей к более взрослым и серьезным мыслям, чем наведенная красота.

С помощью биеннале мы хотим обратить внимание на музеи, которые недавно открылись в нашем городе. Мастерская Аникушина, допустим: шикарный музей, но кто об этом знает? Или новая экспозиция в Музее политической истории, Ратная палата в Царском селе, выставка «Государевы потехи» в Петергофе. Кроме того, есть еще необъятный Эрмитаж. Его, конечно, все знают, но мало кто в курсе, что там постоянно ведется работа над новыми экспозициями. За последние десять лет залы античного отдела на I этаже были полностью отреставрированы. Их дополнили новыми витринами, новым освещением, изменили расстановку объектов, и они совершенно по-другому заиграли. Даже в Эрмитаже, который, казалось бы, вы и так хорошо знаете, масса мест, которые надо специально прийти и посмотреть. Обычно они как раз за пределами избитых туристических маршрутов.

По итогам биеннале выйдет каталог, который включит в себя интервью с дизайнерами, с музейщиками (очень важно показать обе точки зрения). Надеемся, каталог попадет в Сеть, чтобы все могли им пользоваться. Будет показано, как залы выглядели до и после работы дизайнеров. Например, в «Нарвских воротах» всего один зал, сложный и небольшой. Он весь был заставлен старым оборудованием. Директор хотела все расчистить и показать гармоничную архитектуру Стасова, сделать зал удобным для выставок. Мы покажем, что получилось в итоге.

share
print