Истории

Изгнать нелегальных торговцев невозможно?

Самое лакомое место для любого торговца – станция метро. Продавцов, как бы их ни зачищали и ни пытались загнать в русло цивилизации, не становится меньше. Мы проанализировали результаты рейдов по станциям и выяснили, что штрафы, налагаемые на торговцев, – это их выручка за час работы.

Основные претензии к торговцам – они оставляют после себя грязь, а их павильоны и автолавки часто закрывают подходы к метро. Активные борцы с торговым беспределом добавляют и такие аргументы: поскольку торговля, как правило, нелицензированная, то налоги с нее не платятся, а в случае продажи некачественного товара (в том числе – токсичной еды) претензии придется нести непонятно кому. В ларьках не соблюдаются санитарные условия, а электропитание осуществляется за счет дизель-генератора, который отравляет окружающий воздух.  

  •  reid-580.jpg
  •  reid1-580.jpg

«На несанкционированную торговлю я пожаловался в Комитет по вопросам законности и правопорядка, - отметил активист движения «Честный Петербург» Никита Сорокин. – Мне пришел ответ: результаты действия комитета за десять неполных месяцев 2014 года. Проведено 3306 рейдов, составлено 5446 протоколов, в том числе 125 – на должностных лиц и 16 на юридических». В основном наказаниями для несанкционированных торговцев занимались административные комиссии: они рассмотрели 4793 протокола и оштрафовали 4435 человек. Общая сумма штрафов едва превысила 9 млн рублей, то есть средний размер наказания составил 2000 рублей.

Для «бабушки с укропом» это – серьезный размер, но у нас есть основания надеяться, что бабушки от зачисток не пострадали. Для владельца ларька – это не штраф, а мелочь. Такие станции метро, как «Купчино», ежедневно пропускают через себя минимум 200-тысячный поток пассажиров. Более серьезным наказанием стала бы ликвидация торгового объекта. Они тоже имели место: исчезли порядка 4000 ларьков, лотков и развалов. Скорее всего, не навсегда. В некоторых рейдах принимала участие миграционная служба. 21 мигрант был оштрафован за нарушения паспортного режима и прочие прегрешения.

  • _ERM3505

    С. Николаев

  • _ERM3520

    С. Николаев

  • _ERM3523

    С. Николаев

  • _ERM3496

    С. Николаев

  • _ERM3528

    С. Николаев

  • _ERM3529

    С. Николаев

  • _ERM3515

    С. Николаев

  • _ERM3530

    С. Николаев

  • _ERM3538

    С. Николаев

  • _ERM3534

    С. Николаев

  • _ERM3531

    С. Николаев

  • _ERM3540

    С. Николаев

  • _ERM3513

    С. Николаев

  • _ERM3527

    С. Николаев

  • _ERM3516

    С. Николаев

  • _ERM3544

    С. Николаев

Итак, в каждом районе в день проходило по одному рейду. Вернее, 0,8 рейда. Судя по количеству протоколов, в каждом рейде выявлялось по 1,65 нарушителя. «Я не удовлетворен результатами этой проверки, о чем и написал губернатору, - заявил Сорокин. – Что это за рейды, если каждый из них приносит в казну только три тысячи?»

Как полиция реагирует на жалобы горожан, которые не могут из-за торговцев быстро и комфортно пройти к метро, можно прочитать на страничках организации «Красивый Петербург». Общее резюме: жалобы помогают, но только массовые и увы – ненадолго.

«Пару раз я звонил по 112, один раз писал заявление через Госуслуги…, - пишет житель Невского района. - После заявления где-то месяц, наверное, никого не было. Потом эти вурдалаки полезли опять со всех щелей. Сегодня выхожу, смотрю: ни одного торговца. Думаю, неужели это после звонка в 112 (накануне опять звонил) так опустело? Но тут вижу, стоит большое количество сотрудников МВД офицерского состава. И метрах в пяти рядом с ними еще парочка. Ну я к полковнику подхожу: "Здравствуйте. Я регулярно пишу, звоню, о том, что прямо вот тут у метро несанкционированная торговля происходит каждый день, а результата нет..." “Эй, руководители, ну-ка сюда! – кричит он. - У нас злостный заявитель, говорит, у тебя тут торгуют каждый день… (Далее – нецензурно). Завтра утром рапорт мне на стол. Рапорт об увольнении”.

Я, конечно, такого поворота не ожидал. Может, это отработанный спектакль для таких случаев. Посмотрю, как дальше будет ситуация с этими торгашами».

Далее:

"Подхожу к сотруднику полиции по метрополитену на Рыбацком, говорю:

- Почему у Вас базар в переходе?
- Неужели?
- А Вы не знали?
- Ну тех, кто в переходе, я сейчас разгоню (нехотя), а вот тех, кто наверху (это чуть дальше) - не буду, это железнодорожная территория.
- А почему полиция бездействует? Я не верю, что участковый не в курсе!
- Ну понимаете, участковый сам "оттуда" (имеется в виду: из бывших республик)».

«Прошу отправлять обращения по поводу нелегальной торговли у метро "Площадь Мужества". Всю площадь уже заставили автолавками. Несколько месяцев назад я писал обращение через "Красивый Петербург", и тогда их почти убрали, но около полутора месяцев назад опять заставили автолавками (в т.ч. с вонючей рыбой) всю площадь. Уже отправили два обращения - никакой реакции, обращение переадресовано в УМВД по Калининскому району, но оттуда тишина».

 

«У нас то же самое около "Старой Деревни". Каждый день звоню, писала Путину три раза, приходят ответы из Приморского УМВД один в один под копирку. Штрафы все равно мизерные, говорят, для граждан РФ 500 рублей. Ну, а бабушки, как мне сказали полицейские и администрация, у нас святое. На мой аргумент, что моя бывшая соседка по коммуналке была алкоголичкой и продавала не свои вещи, а соседские, они ничего не ответили».

Глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков пояснил, что бороться с нелегальной торговлей нужно не рейдами, вернее, не только ими. При выручке в десятки тысяч рублей в день штраф в 2000 рублей – капля в море. Если полиция сквозь пальцы смотрит даже на нарушителей алкогольного законодательства – тех, кто торгует водкой по ночам, – стоит ли удивляться, что она не гоняет обычных торговцев, которые работают без лицензий. Все нарушители – и бабушки, и южане, и те, кто ими руководит – были бы рады торговать легально, но желательно с прибылью, а прибыль будет только там, где большой поток потенциальных клиентов. Одним словом, изгнать торговлю с пристанционных территорий будет невозможно. Значит, надо ее окультурить.

Можно ли считать автолавки, заменившие ларьки, тем самым окультуриванием? По мнению Третьякова, ни в коем случае. Автолавки в современном мире имеют два значения. Это или машины, развозящие продукты в отдаленные деревни, что особенно практиковалось в советские годы. Или наоборот – магазины на колесах, принадлежащие пригородным фермерам, которые сами выращивают продукты (молоко, овощи) и сами же их продают, колеся с фермы в город и обратно. Так живут сельскохозяйственные труженики по всей Европе, по крайней мере, в малых городах. Если сам город  небольшой, а ферма находится в 20-30 минутах пути, то у ее хозяина есть реальная возможность продавать с колес настоящее парное молоко. Но Петербург – другое дело, в радиусе 100 км от города таких ферм почти нет, ибо земля слишком дорога. Вывод – автолавочную нишу заняли крупные компании. И получились из лавок те же антисанитарные ларьки, которые при этом не платят ничего за аренду…

Алексей Третьяков также добавил, что, если бы у горожан была возможность покупать возле дома все необходимые  продукты, то дикие фруктовые, рыбные и прочие торгместа просто потеряли бы своих покупателей. Но магазинов (или хотя бы павильонов) шаговой доступности просто нет в нужном количестве. Зато, походив вдоль метро, можно затовариться по полной. И люди делают это, даже если приходится тащиться потом с тяжелой сумкой до дома.

share
print