Город

Петропавловскому собору вернули фреску

Роспись на восточном фасаде Петропавловского собора ждала воссоздания более 100 лет

Частые посетители Петропавловской крепости помнят это неясных очертаний пятно на Петропавловском соборе – уже и шпиль восстановили, и Великокняжескую усыпальницу, а на восточном фасаде все чернели укором остатки старинной росписи.

«Я здесь работаю с 1980 года, и все это время мы обсуждали – как же восстановить эту роспись? Но потом были сложные 90-е, затем 2000-е, и только в 2011-м, когда создали рабочую группу по воссозданию иконостаса собора, мы начали при любой возможности говорить и о фреске», – вспоминает Марина Логунова,  главный научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга, кандидат исторических наук, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств.

Сейчас традиционная, яркая, крупная роспись «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом» восстановлена, во многом благодаря спонсорам – компании «БалтСтрой» и Фонду развития «Петропавловская крепость».  Фреска может восприниматься и как икона: в феврале прошлого года ее освятил архимандрит Александр Федоров, настоятель Петропавловского собора. (Батюшку поднимали к фреске на строительном кране, пристегнутого ремнями безопасности.)

Смысл создания города

В этой фреске, ни много ни мало, заложен символический смысл создания нашего города. Скажем, треугольник: Санкт-Петербургская крепость начала строиться в день Святой Троицы, первая площадь в городе – Троицкая площадь. Голубь – Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын, апостолы Петр и Павел – создатели веры, во имя которых освящен Петропавловский собор. Апостол Петр – он же святой покровитель Петра I, а город назван именно в честь апостола Петра (а не в честь государя-императора). Здесь – прямая идея преемственности и покровительства над городом.

«Ключи в руках апостола Петра – это ключи от рая, полученные им от Иисуса Христа, и мотив ключей проходит и в декоре иконостаса Петропавловского собора. Также в этой фреске многие заметят абрис и Петровских ворот крепости, которые были созданы в честь победы в Северной войне.  И этот мотив ключей, ворот, Троицы, святое покровительство для, в общем-то, искусственного города, созданного по воле одного человека – все это рассказывает нам о значении Санкт-Петербурга, каким его видели его первостроители», – говорит Марина Олеговна.

От Трезини до Болотова

О том, что роспись существовала на Петропавловском соборе еще при Петре I, свидетельствуют письма Доминико Трезини. Но как выглядела она тогда – сейчас неизвестно. До наших дней дошел только рисунок с реставрации 1859 года, академика и художника Петра Титова. «Это первый достоверный материал, который у нас есть. То, что мы сделали сейчас, восходит именно к этому первоисточнику», – отмечает Марина.

Тем не менее, сама роспись еще не раз претерпевала изменения. Писал Титов масляными красками по штукатурке, и это привело к тому, что через десять лет роспись оказалась в плачевном состоянии. Тогда, в начале 1870-х пригласили итальянского художника Больдини. Он в 1873-м написал свою фреску, которая сильно отличалась от первоисточника, была более классической, западноевропейской.

Дальше пошла реставрация 1908 года. Фамилия художника, выполнившего новую роспись, неизвестна. Дождь, ветер, снег, солнце снова делали свое дело. В 1950-х годах и в 1960-х были проведены реставрационные работы с помощью воска, канифоли и лака, но в 2000-х пошло катастрофическое разрушение росписи.

Гарантия - полвека

– Поэтому у нас остро встала проблема надежности и сохранности работы. Были разные точки зрения. В итоге были выбраны силикатные краски на основе жидкого стекла с минеральными красителями, современные, немецкой фирмы Kein. Они дают гарантию - 50 лет, правда, попасть точно в цвет уже не представлялось возможным…

Сделать эскизы и выполнить саму работу предложили петербургскому художнику Игорю Болотову. (Он же участвовал в восстановлении Морского Собора в Кронштадте). Эскизы утверждались почти полгода в Комитете по использованию и охране памятников. Работы проводились зимой 2013 года – в ветер и стужу художник забирался на леса.

Сегодня о старой росписи и о том, каким выглядел собор долгие годы, напоминают только специально оставленные фрагменты давней фрески на плече апостола Павла и на Священном Писании – это популярная сейчас в мире реставрации «музеефикация».

А фреску, да и сам Петропавловский собор, теперь можно считать окончательно и полно воссозданными.