К юбилею Лермонтова открыли временную выставку
15 октября в связи с 200-летием со дня рождения Михаила Лермонтова Литературный музей Пушкинского дома будет работать до 20:00.
Обычно музей работает до 17-ти часов, а в выходные – закрыт. А значит, многим горожанам сюда просто не попасть. Исключение сделано в честь дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. В Литературном музее ему посвящен зал постоянной экспозиции (он недавно был обновлен), а сейчас еще и открыта временная выставка «Мир Лермонтова».
Вундеркинд николаевской эпохи
…На столе лежит самодельный фолиант в черно-белую полоску, потемневший от времени. Этот альбом поэт сделал сам перед новогодним маскарадом в столице, в 1831 году. Тогда в костюме звездочета он зачитывал свои стихотворные пророчества всем желающим. В витрине - его театральная трубка, на стенах - портреты друзей, знакомых, рисунки и картины самого Лермонтова, как ранние работы, например, «Мадонна с младенцем», «Испанец», так и поздние Кавказские серии – «Воспоминание о Кавказе», «Дарьял», «Лезгинка» и многие другие. Поражает игра света и тени, гармония красок.
«Учителем живописи поэта был русский художник Петр Заболотский, – рассказывает Ксения Чудакова, хранитель Литературного музея. – Как известно, поэт – воспитанник бабушки, урожденной Столыпиной, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Она приглашала к нему на дом лучших преподавателей по всем предметам».
Уже будучи подростком, Миша играл на скрипке, флейте, фортепиано, знал три языка, читал на латыни, показывал способности в математике. Поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник» он написал в 14-15 лет! Сегодня бы одаренного юношу назвали вундеркиндом. Поэтому так интересно рассматривать тетради Лермонтова – «юнкерскую», как здесь называют, и «поливановскую».
«Хранить вечно»
«Когда поэт учился в Петербурге в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, у него была тетрадка, в которой он просто делал шутливые зарисовки жизни юнкеров. "Поливановская" – такая же тетрадка, но его товарища Поливанова, где тоже есть несколько рисунков Лермонтова», - рассказывает хранитель музея.
Страницы из тетрадей в увеличенном масштабе и с вынесенными остроумными комментариями поэта представлены отдельно, на временной выставке «Мир Лермонтова».
Собственно, эти тетради – то немногое, что связывает поэта с Петербургом. Как известно, наш город он недолюбливал, считал «безмолвной громадой камней холодных», здесь постиг муки «маршировки» и «куртки тесной». Зато в экспозиции мы увидим уникальные предметы, которые были с ним в самые тяжелые дни на Кавказе, – икону Иоанна Воина, подаренную бабушкой, трость, карандашик, вынутый из кармана куртки после дуэли с Мартыновым, эполеты, ножик для разрезания бумаги, кавказский пояс, шашку, щеточку для ногтей… И маленькую книжечку – Виктор Гюго, стихи на французском языке, Лермонтов всегда возил ее с собой.
Все это хранится в музее с 1917 года.
Классики как просто люди
Всего в Литературном музее шесть залов постоянной экспозиции. Отдельный зал посвящен Льву Николаевичу Толстому. Здесь собрана коллекция его портретов, личные вещи – знаменитая «толстовка», сшитые им самим сапоги, любимая кружка. Стоит пианофорте – предшественник фортепиано, описанный в романе «Война и мир». Много фотографий из семейного архива. В музее Пушкинского дома можно увидеть и стул Николая Некрасова, мундштук Ивана Гончарова в виде женской ножки, его же нож для разрезания бумаги, подаренный Николаем Островским, увлекавшимся вырезанием по дереву. И многое другое из жизни творцов XIX века и начала XX. Скажем, целая коллекция очков писателей.
«Мы стараемся, чтобы классики здесь оживали, становились чем-то большим, чем картинкой в учебнике. Для нас они живые и родные люди», - говори Ксения Чудакова.
В зале Серебряного века коллекция столов из квартир поэтов: стол Зинаиды Гиппиус, стол Федора Сологуба, стол Леонида Андреева, стол из злополучного номера гостиницы Англетер, где умер Сергей Есенин…
А вот и письменный стол Осипа Мандельштама, а на нем под стеклом лежит потертый портфель Николая Гумилева. «Это фактически все, что осталось от этих людей. В свое время эти вещи и хранить-то было страшно. Но сохранили…» - отмечает хранитель.
…За последние годы Литературный музей Пушкинского дома пережил несколько ремонтов и реэкспозиций. Это собрание рукописей, портретов писателей и их личных вещей, единственное в своем роде в России.
Отметим, что ранее петербургские активисты призывали Смольный создать самостоятельный музей Лермонтова в Петербурге. Накануне 200-летнего юбилея великого поэта градозащитники и поклонники творчества поэта просили увековечить его память в здании на Садовой, 61. Здесь Михаил Юрьевич Лермонтов жил в 1836 -1837 годах, снимал квартиру для своей бабушки. Здесь он написал поэмы «Смерть поэта» и «Бородино». Осенью 1836 года Лермонтов работал тут над романом «Княгиня Лиговская», написал «Два брата», «Боярин Орша», начал работу над «Демоном». Здесь же узнал подробности дуэли и смерти Пушкина. О том, чтобы создать на этом месте дом-музей, говорили еще в 2004 году, когда отмечали 190-летие со дня его рождения. Однако Смольный ответил, что не планирует создавать отдельный музей поэта.
Градозащитники уже не первый год проводят пикеты и читают стихи у полуразрушенного здания на Садовой в надежде, что их услышат. Защитники Лермонтовского дома подчеркнули, что не настаивают на передаче в будущий музей (или культурный центр) Лермонтова обязательно оригинальных вещей поэта. Готовы принять даже копии, лишь бы сохранить память об авторе «Героя нашего времени».