Общество

Историк Андрей Зорин: «Прошлое – не повод для войн и присоединения Крыма»

Государство и народ – слишком абстрактные понятия, чтобы посвящать им учебники истории и делать из этой истории политические выводы, считает оксфордский профессор Андрей Зорин.

Андрей Леонидович Зорин – историк и филолог, доктор филологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета и Оксфордского университета (Великобритания).

Лекция Андрея Зорина «Альтернативная история» прошла в среду, 17 сентября, в коворкинге «Зона действия» в рамках просветительского проекта InLiberty. «МР» публикует конспект с лекции.

Контроль над прошлым – это контроль над настоящим и будущим. Именно поэтому нынешний политический поворот в России сопровождается разговорами о едином учебнике истории: его задача – оправдать и легитимировать данный поворот. Дальше можно мумифицировать литературу или вводить единый учебник математики, но все-таки из всех предметов для нас важнейшим является история.

В центре исторического нарратива всегда стоят натурализованные абстракции – государство, народ, реже – цивилизация. В национальном государстве между государством и народом часто ставится знак равенства.

Даже если учебников много, и в рамках демократического общества в них по-разному интерпретируются события, переоценивать их плюральность не стоит. Ведь события они описывают одни и те же. В центре исторического нарратива всегда стоят натурализованные абстракции – государство, народ, реже - цивилизация. В национальном государстве между государством и народом часто ставится знак равенства. Этой идее всего около двухсот лет, но она успела стать общепринятой. Связано это с кризисом религиозных представлений о жизни. Религия давала человеку понятную версию бессмертия, а теперь люди считают, что могут обессмертить себя через государство, которое сохранит все твои усилия.

С этим пониманием истории связана важнейшая метафора «пути России». Мы бесконечно слышим: должна ли Россия идти по особому пути? Когда Россия свернула с правильного пути? Подобную метафору вы не встретите во французской литературе и почти не встретите в английской. Но «путей Германии» еще больше, чем «путей России»!

В отличие от дороги, путь предполагает цель движения. В 1836 году Петр Яковлевич Чаадаев в «Философском письме» посетовал, что вместо католицизма мы приняли православие и этим оторвали себя от Европы, уклонилась от столбовой дороги цивилизации. Другой текст, закрепляющий идею пути – «Мертвые души» Гоголя (1842): «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа».

В 1987 году, когда кровь лилась уже вовсю в республиках Советского Союза, в магазинах заканчивалась еда, а экономика вступила в фазу необратимого распада, в Москве проходили демонстрации с требованием безлимитной подписки на труды историков Ключевского и Соловьева.

Интересно, что главным спонсором размышлений о пути сегодня является корпорация «Российские железные дороги» и ее глава Владимир Якунин. Она бесконечно продуцирует интеллектуальную или квазиинтеллектуальную продукцию, посвященную этим самым путям.

Есть такая же любопытная и такая же безнадежная идея исторического цикла. Вот сейчас реформы, потом репрессии, застой, потом снова реформы… Мы вертимся по бесконечному кругу. И стоит нам вырваться из него, как тут же наступит счастье, и мы пойдем столбовой дорогой цивилизации.

Альтернатива

В перестройку возникла идея «всей правды»: большевики бесконечно переписывали историю, врали народу, а вот сейчас, наконец, мы откроем архивы, и оковы тяжкие падут, и истина прорвется… В 1987 году, когда кровь лилась уже вовсю в республиках Советского Союза, в магазинах заканчивалась еда, а экономика вступила в фазу необратимого распада, в Москве проходили демонстрации с требованием безлимитной подписки на труды историков Ключевского и Соловьева. Вопрос, кто будет читать эти многотомники, и что история татарского нашествия может сказать человеку, у которого дома есть нечего, – никого не волновал.

Память подвергается музеефикации, а это монополия государства. Память можно развернуть в том направлении, которое выгодно государству.

Другая схожая популярная идея: мы расскажем правду о Сталине, и репрессии не повторятся. Однако никакое знание не может быть залогом решительно ни от чего!

Во второй половине XX века возник еще один интересный проект подрыва монополии государства на историю. Условно назовем его «память»: люди через воспоминания сохраняют и документируют правду. Историю пишут победители. Проект памяти – это проект придания голоса убитым, жертвам истории.

С этим проектом при всем его глубочайшем гуманизме – тоже связана проблема. Память подвергается музеефикации, а это монополия государства. Память можно развернуть в том направлении, которое выгодно государству. Музеи памяти в бывших советских республиках – это музеи коммунизма и фашизма. Самовиктимизация – это очень удобная позиция для правительств этих стран.

Вопрос законности или незаконности передачи Крыма Украине вообще не имеет значения – это было давно!

Наконец, память о жертвах часто оказывается неотделима от идеи реванша и мщения. История становится массированным и монументальным институтом производства ненависти. Все люди, призывающие убивать, апеллируют к истории.

Выводы

Из исторического факта не должны следовать никакие практические и политические выводы. Вопрос законности или незаконности передачи Крыма Украине вообще не имеет значения – это было давно! Так же, как и вопрос захвата Крыма у Османской империи в конце XVIII века.

История помогает нам понять, что мы не неповторимы. Мне интересно читать не про государство и народ, войны и законы, а про людей – как они жили в том или ином историческом контакте, чем их жизнь похожа на мою, а чем не похожа. Это и есть альтернативная история.

В сентябре 2014 года стало известно, что единый учебник истори поступит в российские школы к началу следующего учебного года.