Шумные байкеры Петербурга не боятся законов
Штраф за прямоточный глушитель на мотоцикле, вернее, за производимый им шум, уже год как собираются увеличить в 20 раз. Почему этого не сделано – разбирался «Мой район».
Смешные штрафы
Громкие мотоциклетные двигатели – это такая вечная проблема, от которой страдают с весны до поздней осени, а летом – особенно, потому что все спят с открытыми окнами. И ничего не меняется. Административный кодекс, принятый в 2002 году, предусматривает наказание в виде 500-рублевого штрафа за эксплуатацию транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.23). Закон одинаков для всех: машин, самолетов, мотоциклов. Для владельца мощного «харлея» это смешные деньги, поэтому в прошлом году думские депутаты предложили повысить штраф до 10 тысяч. Инициатива побурлила немного и затихла – к окончанию байкерского сезона. Тем более, никто так и не разъяснил, как следует выявлять нарушителей, коли они ездят на машинах без номеров и с такой скоростью, что никакой гаишник догнать их не в состоянии. Противники шумной езды, в том числе сами байкеры, выступали за метод пряника – уговаривать мотоциклистов ставить штатные глушители и воспитывать в них вежливых и культурных граждан. Но еще эффективнее поступил губернатор Полтавченко, который взял да и снизил транспортный налог для мотоциклистов.
«Налог уменьшили в три раза, а раньше байкеры платили как владельцы грузовиков, по 50 рублей за лошадиную силу, при том, что использовали мотоцикл в некоммерческих целях, особого вреда дорогам не наносили и сезон у них длился не круглый год, - отметил главный редактор журнала RIDE Тимур Уполовников. – И байкеры стали регистрировать свои мотоциклы, а раньше они, экономя на налоге, от этой чести уклонялись. А если байк с номером, то вычислить нарушителя будет гораздо проще. Я уверяю, что любителей шумной езды и так стало на порядок меньше по сравнению с тем, что было пять лет назад. То же можно сказать про незарегистрированный транспорт: не верьте, если гаишник вам заявит, что поймать байкера-нарушителя невозможно, потому что он, видите ли, сразу дает по газам и улетает. Так ведет себя только гопота. Иногда проводятся разные месячники по борьбе – и тогда нарушителей ловят. Скажем, останавливают на трассе мотоцикл якобы за то, что он едет без ближнего света. А потом проверяют уровень шума…»
Не верьте, если гаишник вам заявит, что поймать байкера-нарушителя невозможно, потому что он, видите ли, сразу дает по газам и улетает. Так ведет себя только гопота. Иногда проводятся разные месячники по борьбе – и тогда нарушителей ловят
Подобные рейды в последние несколько лет и впрямь проходили – но только не в Петербурге. Скажем, на Камчатке несколько особо злостных нарушителей, коих не испугали 500-рублевые штрафы, даже упекли на 10-15 суток, поскольку они попадались инспекторам ДПС несколько раз, но ничего в конструкции своего железного коня не меняли. На сегодняшний день допустимый уровень шума для двигателя – 96 децибел для машин и мотоциклов и 100 – для грузовиков. Это в России. В Европе – 74 децибел, а сейчас хотят понизить планку до 68. Известно, что российские шум-байкеры в Финляндию не суются: их, как и обладателей чрезмерно тонированных машин, просто не пустят дальше пограничного пункта. А если как-то умудрятся проехать – то за шумную езду в Европе положен гораздо более серьезный штраф.
Не понты, а предупреждение?
Если есть санкции – значит, есть и проблема. Получается, что и в культурной Европе имеются свои жлобы, которые считают свою «заметность» на дорогах более важным делом, чем спокойный сон остальных горожан. Сами-то байкеры заявляют, что ревущие двигатели им нужны не для понтов, а для того, чтоб окружающие автомобилисты издали слышали приближение мотоцикла и проявляли осторожность: не меняли резко ряд, не открывали дверцы в сторону проезжей части. Для тех, кто ездит на скутере на скорости 50 км/ч, громкий двигатель не нужен.
Российские шум-байкеры в Финляндию не суются: их, как и обладателей чрезмерно тонированных машин, просто не пустят дальше пограничного пункта. А если как-то умудрятся проехать – то за шумную езду в Европе положен гораздо более серьезный штраф.
«Меня к примеру, устраивает, что люди на дороге кладут в штаны предже, чем успевают меня заметить. Звук падающего вертолета - моя пассивная безопасность. Расстаться с этим означало бы дать еще один повод разным долбошлепам пользоваться их вип-фразой: "я не видел/а",» - именно так комментируют возможный запрет прямотоков байкеры с сайта «Мотобратан». Чересчур нежным горожанам, которым хочется почему-то спать по ночам, они советуют ставить на окна качественные стеклопакеты. Но, во-первых, жарким летом сидеть в аквариуме все-таки не хочется, а, во-вторых, если окно выходит на трассу, никакой стеклопакет не защитит от 150-децибельного рева. Эта полемика состоялась в 2011 году, когда появился слух, что прямоточные глушители запретят. Не запретили. В отличие от Европы и Украины.
Раз запрета нет, нет и возможности повлиять на шумовое воздействие, потому что, по нашим законам, нельзя проводить на улице обследование транспортного средства, имеющего свежий талон техосмотра. «Таков древний приказ МВД, кажется, еще со времен Степашина, - отметил автоэксперт Дмитрий Попов. – Да и мобильных приборов-шумомеров у наших гаишников почти нет».
Без запрета на прямотоки громкий мотоцикл запросто проходит ТО. Да может и с запретом, потому что заменить глушитель – долго ли умеючи? Получи талон, поставь назад громкую «банку» - и езди как раньше. Если поймают – отделаешься 500-рублевым штрафом. Если начнется яростная кампания за тишину – только тогда и можно теоретически схлопотать неприятности, коли поймают несколько раз. Но для кампании нужен повод, а нашим властям мотоциклисты, похоже, не мешают.
Любителей ночной езды, правда, можно оштрафовать за нарушение закона о тишине. Нарушение одно, а штрафы разные, поясняет Дмитрий Попов. По КоАПу штрафуют за то, что машина не соответствует техрегламенту. Вообще техрегламент обычно апеллирует к требованиям безопасности, а не комфорта, но, в конце концов, он должен защищать и окружающую среду тоже. Ну а закон о тишине с аналогичным 500-рублевым штрафом, защищает интересы граждан. Вот только административные комиссии пока не могут похвастать, что привлекли к ответственности хотя бы одного байкера.