Через синяки и шишки малыши познают мир
Когда трехлетняя дочь моей подруги перевернула на себя кипяток, и у нее на ручке заалел некрасивый ожог, подруга не выходила с ней гулять, пока рана не перестала быть заметной.
У родителей, в отличие от обычных людей, не две ноги и не две руки. Число их конечностей прямо пропорционально количеству детей. Сегодня я поняла это в очередной раз — когда средний сын гордо протянул посиневший палец, прижатый дверью маршрутки. И я, как свою, четко ощутила эту пронзительную боль в его пальчике.
Когда несколько лет назад старший сын сломал ключицу, я, просыпаясь, первым делом хваталась за страшно ноющую верхнюю часть груди. И только окончательно проснувшись, понимала, что болеть там ничего не может — ключица же сломана не у меня.
Приятельница, несколько месяцев назад родившая ребенка и общающаяся с миром пока только через блог в социальной сети, недавно разразилась истерическим постом. Делая с малышом утреннюю гимнастику, она чуть не выронила его из рук, подхватив только у самого пола.
«Не знаю, что бы со мной стало, если бы сын упал! — писала она в ужасе. — Это высшие силы помогли мне!»
Если растить ребенка в комнате с мягкими полами и стенами, он никогда не поймет, что надо быть осторожным с твердыми предметами, и когда в один прекрасный день он, без единой царапины на радость маме, выйдет в реальный мир, то просто не сможет там выжить
Опытные мамы в комментариях давали ей мудрые советы: «Не волнуйся так сильно, всякое бывает», имея в виду: «Дорогая, ты его еще уронишь, и не раз, постарайся быть к этому готовой».
Действительно, невозможно вырастить ребенка без травм, синяков и ссадин. Ежедневно он будет царапаться, ударяться, биться, врезаться, стукаться, ушибаться, заставляя маму болезненно морщиться, охать, вскрикивать и даже иногда пускать слезы. Но вот парадокс: если растить ребенка в комнате с мягкими полами и стенами, он никогда не поймет, что надо быть осторожным с твердыми предметами, и когда в один прекрасный день он, без единой царапины на радость маме, выйдет в реальный мир, то просто не сможет там выжить.
Когда трехлетняя дочь моей подруги перевернула на себя кипяток, и у нее на ручке заалел некрасивый ожог, подруга не выходила с ней гулять, пока рана не перестала быть заметной.
«Мне кажется, все вокруг смотрят на меня осуждающе — это ведь я не уберегла доченьку». Я удивлялась: «Ты что, всерьез полагаешь, что у этих людей дети растут без шишек?»
У моего младшего сына уже неделю расцарапан нос: бежал по дорожке, зацепился за веточку и кувыркнулся через голову. Все эти дни каждый встречный участливо спрашивает малыша: «Ой, а что это у тебя с носом?», а я привычно объясняю за него: «Упал». Может быть, моя подруга права и кто-то из прохожих действительно смотрит на меня с упреком. А я горжусь: малыш познает мир!
Комментарии родителей
Галина Константинова
Помню, как сынок упал в первый раз: он спокойно ходил в детской кроватке и мы с мужем отвлеклись на минутку — пошли попить чай на кухню. И вдруг грохот и пронзительный детский крик. У меня в глазах потемнело, я бежала и приговаривала: «Нет, нет, Господи, нет, нет!» Ребенок лежал на полу возле кроватки и громко вопил. Мы его быстро успокоили, муж опустил дно кроватки, чтобы бортики стали выше, а у меня появилось несколько седых волосков.
Анастасия Михайлова
Сыну полгода, и он уже пять раз падал с кровати. До сих пор реагирую ужасно. Сначала говорила себе - у меня ребенок никогда не упадет! И через какое-то время он упал. Несколько раз удачно, даже не плакал. А последний раз на моих глазах рухнул, я подскочила и не успела ухватить, выскользнул из рук. Я такой крик подняла, мама подумала, что случилось что-то страшное. Никита больше моего крика испугался.
Ирина Родина
Было бы хорошо брать все болезни и травмы ребенка на себя, чтобы у него ничего никогда не болело, не ломалось. Но он же тогда никогда не научится осторожности, не будет думать о своем здоровье. Все-таки каждая такая травма — это очко в пользу его опыта.
Иван Дмитриев
Когда сын играл в футбольной команде, стоял на воротах, ему постоянно, прямо через каждую тренировку выбивали большой палец, мы в травмпункт ходили как на работу. И так мне жалко его этот маленький пальчик, измученный, что я говорил ему каждый раз: «Бросай футбол». А он терпел. Смотрели сейчас чемпионат мира — все-таки хорошо, что сын в итоге из футбола ушел, очень уж травмоопасный спорт.
Анастасия Петрова
Дочка уже имеет в истории один перелом - ей было года четыре, и она почему-то грохнулась со стиральной машины. Врачи ключицу решили не вправлять, оставить как есть заживать, ну она и зажила себе - только все лето испортила, ребенок ходил с рукой, прибинтованной к телу, в жару там все потело и было ужасно. И сейчас я за нее волнуюсь в этом плане - она же у меня теперь волейболистка. У нее есть наколенники, но это ведь не дает никаких гарантий. Мы с мамой недавно в лагерь к ней ездили и посидели немного на тренировке. Так там мячи летают со скоростью ракет, и любой может башку снести запросто. Маме один летел прямо в голову, я успела руку подставить, а то прям не знаю, чем бы это все кончилось. И еще они там на пол падают в полете, пытаясь отбить мяч. Короче, вот об этом я волнуюсь. Но что поделать? Не бросать же волейбол из-за этих страхов.
Мнение эксперта
Людмила Шапошникова, психолог
Удивительный феномен помним все мы из детства – когда что-то болит, мы бежим к маме и она, приговаривая «у волка заболи, у собачки заболи», погладит, поцелует ушибленное место, и боль отступает! Никогда не ругайте малыша, когда он с плачем бежит к вам за помощью, пусть он будет хоть трижды сам виноват. И никогда не паникуйте, ведь в любой сложной ситуации мама для малыша - главная опора и защита! Первая мамина помощь – это ласка и утешение своего ребенка. 90% слез тут же высыхают, и хорошее настроение не только возвращается к детям, но и они напрочь забывают о своих синяках и шишках. И только если после такой терапии ребенок продолжает жаловаться на боль, можно обращаться к врачу или в травмпункт.