Общество

Смерть университета будет быстрой и приятной

Люди кругом все тупее и тупее: спасибо всеобщему образованию. Без этой устаревшей системы вокруг станет больше Стивов Джобсов, уверен американский теоретик и практик свободного образования Майкл Стронг.

Майкл Стронг – американский ученый, идеолог образовательного проекта FLOW.

Лекция Майкла Стронга «Смерь университета» прошла в пятницу, 18 июля, в креативном пространстве «Ткачи». Организаторы: журнал Esquire и проект InLiberty.

Типичное представление о студенте в средние века – это хулиган, который бегает из города в город, от лектора к лектору, кутит, напивается и слушает того, кто нравится. Студенчество в этом плане почти не изменилось, правда? А вот структура образования изменилась до неузнаваемости.

Современное всеобщее образование родом из Пруссии XIX века. Там государство впервые возложило на себя всю ответственность за школы, появились центры обучения педагогов, стандартный набор предметов по всей стране, стандартные программы, одним словом, образование унифицировалось. Американский педагог Хорис Манн посетил Пруссию и добился введения всеобщего образования сначала в штате Массачусетс, затем – на общенациональном уровне. Протестантскому большинству американцев казалось, что с помощью школ можно приструнить «диких ирландских католиков», которые тысячами прибывали в страну. 

Большинство детей в США принимают лекарства от синдрома рассеянного внимания или антидепрессанты. Подростки прибегают к алкоголю и наркотикам. Растет количество убийств, самоубийств, подростковых беременностей, аварий со смертельным исходом

Появилась государственная наука – педагогика, появилось законодательство об образовании, учитель стал фактически государственным служащим. Несколько часов в неделю, которые дети должны были тратить на школу, превратились в несколько недель в году, затем в месяцы... Учительство стало единственным средством заработка для тысяч людей. К 1930-м годам большинство американцев были выпускниками старшей школы.

В России всеобщее обязательное образование закрепилось в 1918 году положением «О единой трудовой школе РСФСР». Оно устанавливало бесплатное обучение в школах первой и второй ступени, совместное обучение мальчиков и девочек, обязательный учет детей от 6 до 17 лет и снабжение учащихся учебными пособиями, питанием, одеждой и обувью.

К чему американцы, пришли за последние сто лет? Большинство детей принимают лекарства от синдрома рассеянного внимания или антидепрессанты. Подростки прибегают к алкоголю и наркотикам. Растет количество убийств, самоубийств, подростковых беременностей, аварий со смертельным исходом... Подростковые патологии не принято связывать с системой всеобщего образования. Но мне кажется, она и есть причина этих патологий. Популярный в 90-е годы мультфильм «Бивис и Баттхед» точно описывает состояние, в которое погрузились многие американские подростки, ненавидящие школу и считающие ее тюрьмой.

Я вспоминаю школу, как самое скучное время моей жизни. Моя взрослая жизнь наполнена интересными событиями и интересными людьми, я сам решаю, с кем общаться, а с кем нет. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на сволочей. Зачем поддерживать систему, которая на годы запирает детей и подростков в одном классе с теми, кто им, может быть, не нравится? Если бы родители видели, что происходит с их детьми в школьных столовых и коридорах, они бы немедленно забрали своих детей оттуда.

Немногие страны – Швеция, Финляндия, Голландия – понимают изъяны всеобщего образования и пытаются сделать систему более гибкой. Большинство же правительств по всему миру монополизировали право назначать учителей и места, где можно получать образование. Всеобщее образование кажется нерушимым, хотя разрушение – это один из элементов творчества.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на сволочей. Зачем поддерживать систему, которая на годы запирает детей и подростков в одном классе с теми, кто им, может быть, не нравится? Если бы родители видели, что происходит с их детьми в школьных столовых и коридорах, они бы немедленно забрали своих детей оттуда.

Без творческого разрушения невозможно представить появление мобильников (уничтожены стационарные телефоны), компьютеров (пишущие машинки, арифмометры), автомобилей (конки). Сегодня прогресс идет к тому, что исчезнет бумажная почта: сотни тысяч людей заняты тем, что гоняют туда-сюда ненужную рекламу, для печати которой рубится лес, а когда людям нужно послать важную посылку, они используют курьерскую службу. Следующим после почты на выбывание стоит всеобщее образование.

Школы и университеты должны пройти этап творческого разрушения, пока они не найдут более эффективную замену. Новое образование будет создавать добавленную стоимость, преумножать интеллектуальный капитал, который наработало человечество.

Школа, которая учит быть крутым

Мария Монтессори – блестящий итальянский педагог и инноватор. Она занималась с детьми с проблемами в умственном развитии и разработала систему, которая позволяла им обучаться самим. Затем она перенесла свою систему на детей из гетто. В школах по-Монтессори дети распределяются по периметру класса, изучают, как работают материалы и начинают использовать их так, как им нужно. Зачастую учитель просто наблюдает, как дети взаимодействуют друг с другом и с материалами. Лучший класс – это тот, где учителя вообще не видно. Сейчас система Монтессори применяется в лучших частных школах, в привилегированных классах. Оба основателей Google, Ларри Пейдж и родившийся в Москве Сергей Брин, соснователь Amazon Джем Безос и многие другие предприниматели посещали классы по системе Монтессори.

По всему миру набирает популярность домашнее образование. Лаура Деминг вообще не училась в общеобразовательной школе, с 12 лет работала в научных лабораториях, в 14 лет поступила в Массачусетский технологический, разрабатывает технологию 3d-печати органов. В 18 лет организовала венчурный фонд для борьбы со старением. За год до этого, в 2011, Лаура Деминг получила стипендию Питера Тиля – сооснователя PayPal, инвестора Facebook и LinkedIn. Ярый противник всеобщего образования, он помогает молодым людям, которые решили бросить школу, чтобы начать свое дело.

Лучший класс – это тот, где учителя вообще не видно. Сейчас система Монтессори применяется в лучших частных школах, в привилегированных классах. Оба основателей Google, Ларри Пейдж и родившийся в Москве Сергей Брин, соснователь Amazon Джем Безос и многие другие предприниматели посещали классы по системе Монтессори.

Настоятельно советую прочитать биографию Стива Джобса, вышедшую из-под пера Уолтера Айзексона в 2011 году. Будущий основатель Apple и один из крупнейших бизнесменов XX столетия в 1972 году бросил колледж, уехал в Индию, принимал наркотики, перестал мыться и пользоваться дезодорантом. То, что произошло с ним потом, похоже на хипистскую фантазию, не будет преувеличением назвать это революцией. Если бы Джобс закончил колледж, то, скорее всего, пошел бы работать на IBM, где старшие инженеры никогда бы не слушали его и лет через 30-40 он сам бы стал старшим инженером. Стив Джобс, Майкл Делл, Билл Гейтс и целое поколение пионеров информационных технологий – все они бросили колледж и не захотели пробираться через бюрократические дебри.

Около 20% миллиардеров из списка журнала «Форбс» вообще не закончили школу.

Современным стартаперам следует анализировать то, что не нравится другим людям – трафик, шум, мусор – все это возможности для бизнеса. Пробуждаться от мерзкого звенящего будильника противно, поэтому появились ласковые будильники, которые медленно зажигают свет в комнате и будят под приятную музыку. Образование сродни такому звенящему будильнику, который надо срочно менять.

Умных людей много, образованных людей тоже. В экономике XXI века нужно быть интересным, особым человеком, с которым хочется проводить время. Единый экзамен проверяет, насколько хорошо вы научились читать, писать и считать. Но этому особому таланту общеобразовательная школа и университет вас не научат.