Общество

Русский язык vs Интернет: много дал, но много и взял

Эксперты выяснили, почему блогеры такие безграмотные и как развивается русский язык в эпоху Интернета.

Ошибка на ошибке

Интернет — косвенный виновник повальной неграмотности. Но ему можно это простить за то стремительное развитие, которое получил русский язык в нынешнюю эпоху, за появление «подъязыков», за расцвет смайликов и прочих атрибутов клипового восприятия, которое в нашей ускоренной жизни стало уже неизбежным.

Представьте, что смайлики начисто исчезли из общения, как 18 лет назад, и у нас больше нет способов выразить свои эмоции, - предложил профессор филологического факультета РГПУ имени Герцена Валерий Ефремов. - Не менее пугающей оказалась перспектива — снова воспринимать информацию посредством статей-кирпичей. Нет, бумажные носители — книга и газета — все еще лучше, чем электронные девайсы: тактильные ощущения (шуршание газеты в пальцах), запах и цвет бумаги — помогают лучше запоминать прочитанное. Но поколение Z — все, кто родился после 1990-го, - так уж себя поставило, что читать в Интернете большую статью, скажем, на 10 тысяч знаков, попросту не будет. А читает оно только Интернет...

Неграмотность современного русского пользователя Интернета имеет несколько причин. Первая — люди стали больше писать. Раньше все, чья профессия не была связана с наукой или творчеством, писали в лучшем случае объяснительные на работе. Сейчас кто-то ведет блог, кто-то оставляет комментарии под ним, кто-то строчит отзывы на товары и услуги. И далеко не у всех врожденная грамотность. Кроме того, писать ручкой, особенно, перьевой, значит выдрессировать руку: она сама будет помнить, как пишется то или иное сложное слово. А если только барабанить по клавишам, такой тренировки не будет.

 Раньше все, чья профессия не была связана с наукой или творчеством, писали в лучшем случае объяснительные на работе. Сейчас кто-то ведет блог, кто-то оставляет комментарии под ним, кто-то строчит отзывы на товары и услуги.

Вторая - поскольку в Рунете количество неграмотных пользователей преобладает, Сеть под них же и прогибается. Как это происходит, рассказал Максим Кронгауз, директор Института лингвистики РГГУ. Он взялся проверить, как следует поступать со словом «шоппинг». По правилам русского языка, его стоило бы писать с одной «п», потому что иностранные слова со сдвоенными согласными, придя в русский язык, вторую согласную теряют. Есть лишь несколько исключений. Но стоит набрать в Яндексе «шопинг» - он сам любезно исправит ошибку. Ведь в Рунете слово с двумя «п» встречается чаще, чем с одним. Какое имеет значение, что про шоппинг пишут не филологи, а гламурные девы? Ну а Яндекс сейчас — наше всё, как он скажет, так все и будут делать.

Трудно поверить, но все больше людей не знают порядка букв в алфавите. Зачем нужен алфавит? Составлять списки (но это сделает Excel) и копаться в словарях. Спрашивается: когда мы в последний раз пользовались бумажными словарями? Вот и отмирает это знание как ненужное.

Новояз и картинки вместо текстов

Второй тренд — меньше текста и больше картинок — имеет несколько разновидностей. В последний год популярны гифки — два сменяющихся кинокадра. Но это не так интересно как демотиваторы — картинки с надписью, причем, надпись, в идеале, должна быть противоположной картинке по смыслу. Что там у нас известно из последних? Заваленные мусором окраины российских городов или бездорожье и надпись «Зато Крым наш», которая год назад выглядела бы абсурдно. Хороший демотиватор — это такая вариация анекдота, где папа спрашивает сына: почему это бутылка моего любимого виски вдруг стала наполовину пустая? А находчивый сын отвечает: потому что ты, папа, пессимист...

Развитие Интернета способствует появлению новых слов и определений, на что в прежние годы ушли бы десятилетия. Это вовсе не обязательно иностранные слова. Можно неоднозначно относиться к энциклопедии Lurkmore, но ребята, которые ее делают, настоящие культуртрегеры. Сейчас в этой интернет-энциклопедии 6000 статей. Они написаны умными и образованными людьми, потому что «школота» с сайта безжалостно изгоняется. Так вот, новых слов-англицизмов там крайне мало. Там вместо «селфи» приучают использовать «себяшки». При всем при том эти культуртрегеры жутко злые. Есть у нас такое понятие авторства Ксении Собчак — хейтизм. Так вот, это про них.

Хороший демотиватор — это такая вариация анекдота, где папа спрашивает сына: почему это бутылка моего любимого виски вдруг стала наполовину пустая? А находчивый сын отвечает: потому что ты, папа, пессимист...

Зато, я думаю, каждый может сравнить, кто делает больше для развития русского языка — мизантропы с «Луркоморья» или наши депутаты, которые пытаются запретить использование иностранных слов.

Впрочем, новые слова — тренд повсеместный. В Англии придумали что-то вроде конкурса «слово года», и в 2009-м году, на волне увлечения соцсетями, это был глагол unfriend. Раздружиться то есть. Без шуток, за одним нажатием кнопки могут скрываться большие человеческие трагедии... До сих пор не придумано слово, обозначающее «раздвинуть картинку на планшете или смартфоне». До сих пор нет названий у некоторых предметов. Скажем, у палочки, которая в супермаркете отделяет наши и чужие покупки на ленте.

Появление целых подъязыков — скажем, языка падонкафф — это третий тренд развития русского языка в XXI веке. Но, как мы видим, эта мода долго не продержалась.

Выступление Валерия Ефремова «Русский язык в эпоху Интернета» состоялось 17 июля в клубе-ресторане Zig Zag Talks.