Общество

Почему в театральной академии приветствуют снижение балла по ЕГЭ

Конкурс в петербургские вузы еще не известен, хотя интриг в этом году будет предостаточно.

Первая — повлияют ли на конкурс выпускники крымских школ, которым теперь разрешено поступать в российские вузы. Вторая — изменится ли как-то конкурс на платные отделения после того, как в стране понизили проходной балл по русскому и математике. На бесплатное с 24 баллами все равно соваться бессмысленно. Третья — как осуществляют прием творческие вузы, которым закон о ЕГЭ почти и не писан. О последнем стоит поговорить на примере прославленной СПбГАТИ.

Академия театрального искусства по части конкурса лидировала всегда. И даже когда абитуриентам разрешили подавать документы сразу в несколько вузов, благодаря чему конкурс во все заведения поднялся в несколько раз, ГАТИ лидировала в списке, хотя не так уж много институтов в городе, куда можно «поступить на актрису».

Сейчас конкурс достиг 200 человек на место. Для абитуриентов устраивают собеседования, после которых многие забирают документы, даже не дождавшись творческого конкурса. Им рассказывают, что из всех отчисленных за 4-6 лет лет обучения половина приходится на первый курс, что некоторые уходят сами, хоть и сумели выдержать тяжелейший конкурс. В прошлом году из 30 первокурсников семеро отчислились, не дожидаясь первой сессии. Что подрабатывать будет невозможно: все время будет занято учебой. Зато театральная академия может похвастать чрезвычайной востребованностью своих выпускников: 98% находят работу по специальности.

Больше всего театральную общественность подкосило правило о недопустимости бесплатного второго высшего образования — правилу этому уже лет 20, но скоро все, кто ходит в театр и смотрит кино, скоро ощутят его «культурное воздействие». Потому что хороших режиссеров все меньше и меньше.

Сейчас конкурс достиг 200 человек на место. Для абитуриентов устраивают собеседования, после которых многие забирают документы, даже не дождавшись творческого конкурса.


Преподаватели режиссуры не в восторге от студентов со школьной скамьи. Они считают, и не безосновательно, что эта профессия — для людей с жизненным опытом, и не беда, если первую половину своей жизни соискатель отдал другой профессии. Тут можно вспомнить историю Эльдара Рязанова, хоть он и учился на режиссера кино, а не театрального. Его собирались отчислить из ВГИКа после второго курса — как раз по причине недостаточной зрелости. Спасло будущего мэтра только то, что он заявил Григорию Козинцеву, в мастерской которого Рязанов учился: «Когда вы меня принимали, я был на два года моложе. Могли бы заметить это тогда». И его оставили.

Итак, преподаватели СПбГАТИ с большим удовольствием брали бы на курс тридцатилетних, но у них, как правило, уже есть высшее образование, и платить за второе они не могут или не хотят. Если, к примеру, идет набор на режиссера-кукольника, то искать платных студентов вообще безнадежно.

А вот с актерами ситуация иная. «Играть на сцене хотят многие, в том числе уже состоявшиеся люди из креативного класса — журналисты, дизайнеры и т. п. Готовы платить. Недавно приехал поступать пожарный, 43 лет. И чем старше соискатель, тем строже к нему относится приемная комиссия. Лучшие актеры — это дети. Те, кто сохранил детское восприятие и способность к обучению и во взрослом возрасте. А если человеку за 30, у него уже организм не так устроен, чтобы суметь сыграть кого угодно», - рассказал доцент Сергей Бызгу. Он же рассказал, какие ужасные знания у нынешних абитуриентов, чья начитанность приобретает точечный характер.

Преподаватели СПбГАТИ с большим удовольствием брали бы на курс тридцатилетних, но у них, как правило, уже есть высшее образование, и платить за второе они не могут или не хотят. Если, к примеру, идет набор на режиссера-кукольника, то искать платных студентов вообще безнадежно

Лет десять назад петербургский абитуриент по определению знал все городские театры и театральную историю вообще. Не знать, кто такой Георгий Товстоногов было бы простительно для любого абитуриента, но только не для абитуриента в СПбГАТИ. Сейчас запросто могут ответить: «Наверное, актер». При этом могут знать фамилии современных скандинавских театральных режиссеров, но тоже как-то точечно. Ничего при этом не зная про шведский театр в принципе. Ректор академии Александр Чепуров пояснил это на нескольких примерах.

Девушку спрашивают, какие пьесы Булгакова она знает. Отвечает - «Днище турбины». Оказывается, списала из подругиного конспекта: там было «Дн.Турб.» На вопрос: а про что это пьеса, отвечает без запинки: про ДнепроГЭС.

Это хороший пример. Потому что будущая театралка хотя бы не ошиблась во времени и пространстве. Действие пьесы и строительство станции происходит на Украине, в 20-х годах.

Хуже, когда будущие актеры на вопрос: кто усмирял Пугачевский бунт, отвечают: Бухарин. Когда они говорят, что «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» - это пьесы Пушкина, по мнению преподавателей, еще не все потеряно. Явно изучали русскую литературу по оперным либретто. Но ведь изучали же!

Девушку спрашивают, какие пьесы Булгакова она знает. Отвечает - «Днище турбины». Оказывается, списала из подругиного конспекта: там было «Дн.Турб.» На вопрос: а про что это пьеса, отвечает без запинки: про ДнепроГЭС

Вот еще хороший пример: покажут девушке портрет Уильяма Шекспира и спросят: кто это? Хорошо, если девушка ответит правильно, но если скажет, что это Сервантес, тоже ничего. Эпоха угадана верно. Скорее всего - по костюму.

Был случай, когда девушка, прекрасно игравшая Джульетту, не знала, чьего авторства пьеса. Но знания, говорят профессора, в головы можно вложить. Хуже, когда энциклопедически образованные абитуриенты оказываются плохими актерами. За талантливых неучей вступаются. За начитанных бездарей никогда. В прошлом году был случай, когда на курс взяли парня, не сумевшего написать грамотно ни одного предложения. Но своей игрой он всех потряс. Так что снижение троечного балла по русскому языку актерская братия скорее поощряет.