Город

Елена Штиглиц: «Тюльпаны в городе уже рвать перестали»

Главный ландшафтный архитектор Русского музея и организатор фестиваля «Императорские сады России» Елена Штиглиц рассказала «МР», как будет меняться облик Петербурга и что мешает сделать наши улицы, дворы и кварталы еще более озелененными.

- Елена Олеговна, появляются ли в городе, на Ваш взгляд, интересные и оригинальные примеры озеленения?

- Наверное, заслуживает отдельного внимания грандиозная реставрация Летнего сада, завершившаяся в 2012 году. Это действительно уникальный пример реставрационных работ в истории садово-паркового искусства Санкт-Петербурга.

А больше и не могу назвать особо интересных объектов озеленения за последние три года. Уровень благоустройства потихоньку растет, как на городских общественных территориях, так и в частных дворовых пространствах, но не теми темпами, как хотелось бы.

Хотя в нашем городе существует большой проект «Ландшафтный сценарий Санкт-Петербурга», разработанный Комитетом по градостроительству и архитектуре. Это совершенно новый подход к формированию объектов благоустройства с применением креативного и современного ландшафтного дизайна. И благодаря этому проекту многое в нашем городе меняется в лучшую сторону.

- «Дорожные» власти обещали некий проект строительства развязки Московского и Дунайского проспектов с элементами озеленения – Вы о нем знаете, в чем там идея и в чем новация?

- Есть такой проект, разработан ОАО «ЛЕНГИПРОТРАНС» при участии ЗАО «АМР» («Архитектурная мастерская Романова»). Еще и с цветочным оформлением.

Действительно, впервые на территории Санкт-Петербурга предлагается принципиально новый подход в проектировании транспортной развязки. На пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта строительство эстакады предлагается проводить с учетом озеленения и цветочного оформления на всех существующих подэстакадных пространствах и прилегающих участках. Ранее проекты дорожных развязок создавались в большинстве своем в отрыве от озеленения прилегающих территорий или вообще их не учитывали. Сейчас территории вокруг эстакад во многих районах Санкт-Петербурга – это пустыри, не представляющие интерес ни для проезжающих водителей, ни для пешеходов.

Впервые в одном проекте предлагается объединить цветочное оформление вокруг развязки и озеленение прилегающих к ней территорий.

Проект предлагает создание комфортного пешеходного пространства для прохода людей под эстакадами транспортной развязки. На каждом участке предлагается создать композиции из разных материалов, цветочных растений и декоративного инертного материала. Планируется посадка групп и линейных ландшафтных композиций из деревьев и кустарников, устройство на каждом отдельном участке цветочных композиций с использованием стриженых кустарников для украшения пешеходных зон, газонных участков проездов, спусков с эстакад. Особое внимание в проекте уделено эстетическому восприятию цветочного оформления водителями во время движения, а также пешеходами, которые видят цветники сверху с надземных переходов.

Может, и уровень агрессии водителей друг к другу на дороге снизится…

- Сейчас уже во всем мире большое значение придается психологическому состоянию водителя на дороге. На всех важных высокоскоростных трассах особое внимание уделяется озеленению и оформлению перекрестков, съездов и подъемов на эстакады с целью благоприятного воздействия на водителя, смены видовых картин и впечатлений. Озеленение всегда дополняется ярким цветочным оформлением, учитывающим восприятие цветников с высоты эстакад. Одним из ярких примеров развитого строительства и эксплуатации эстакадных систем является Китай.

- Каковы, на Ваш взгляд, факторы, тормозящие креативное и комплексное озеленение нашего города, как улиц и магистралей, так и дворов?

- Основная причина, по которой великолепные дизайнерские и новаторские идеи не осуществляются – это вопрос эксплуатации, последующего ухода за выполненным проектом. За новым «свежим» объектом озеленения нужен очень тщательный, дорогостоящий уход, чтобы идея, задуманная автором, воплотилась в полной мере. Ведь ландшафтные элементы – это живые растения, которым для приживаемости, цветения нужен определенный срок. Соответственно, после завершения работ необходимо еще не менее двух лет, чтобы довести объект до совершенства. А денег у города на эти работы не хватает. Необходимо прилично увеличить бюджет на эксплуатацию.

Второе – желательно, чтобы ухаживали за выполненной работой те же компании, которые создавали объект. Тогда результат будет наиболее эффектным. В городе практика такова – делают одни, ухаживают другие. Это в корне неправильно.

И последнее – часто несогласованность городских служб по инженерным сетям, дорожному строительству и озеленению приводит к отдельно взятым стройкам, которые можно было бы объединить в единый комплекс работ и выполнить объект целиком вместе с ландшафтным разделом. А очень часто именно этот ландшафтный раздел стоит на последнем месте в проекте, или его вообще нет ни в задании, ни в смете. Поэтому получается - сети переложили, а деревья не посадили.

Но есть и положительные наблюдения – тюльпаны жители уже рвать перестали, рассаду из цветников не выкапывают...

- Что бы Вы сделали для озеленения города, если бы заняли должность директора Управления садово-паркового хозяйства Петербурга?

- Наверное, прежде всего я бы добилась увеличения финансирования для сферы благоустройства. Например, благодаря нашему главному ландшафтному архитектору Ларисе Викторовне Канунниковой у нас появились великолепные цветники, как в центре города, так и на его окраинах, вернулись тюльпаны на улицы города. И это связано только с увеличением статьи финансирования цветочного оформления Санкт-Петербурга. А главным «двигателем» был как раз проект «Ландшафтный сценарий Санкт-Петербурга».

Затем я бы запретила любые попытки уплотнительной застройки в центре города. А на каждом клочке земли, во дворах, в буферных зонах по креативным проектам создавала бы садики и мини-парки.

А еще обязала бы строителей делать больше вложений в проекты прилегающих к их стройке территорий. Ведь в течение многих столетий создание садов стоило столько же, сколько и строительство дома (усадьбы, дворца). Вот если бы наши строительные корпорации вкладывали столько же денег, сколько стоит их жилой комплекс, какие сказочные сады возникали бы вокруг новостроек!