Истории

Как дельфины лечат людей

Что такое дельфинотерапия и почему уникальным животным удается то, на что не способны врачи.

Дельфины – вечная загадка и подарок природы. Их доброжелательность, альтруизм, необыкновенное воздействие на здоровье людей позволяют называть их живым чудом. В мире развивается целое направление нелекарственной терапии – дельфинотерапия. Даже редкие сеансы общения с дельфинами серьезно улучшают состояние при многочисленных нервных, опорных заболеваниях, психоэмоциональных проблемах, особенно сильно помогают дельфины детям.

В Петербурге проводятся сеансы дельфинотерапии при дельфинарии, но, как сообщили «МР», дельфинов мало и нужно выстоять немалую очередь, чтобы попасть на курс «лечения». Мощные школы дельфинотерапии на постсоветском пространстве существуют в Севастополе и в Литве, в курортном городе Неринга на Куршской косе.

В последнем и побывала корреспондент «МР – здесь проводится масштабная реконструкция дельфинария, уже в следующем году он будет включать три бассейна для разного возраста пациентов. Здесь живут 12 дельфинов – «профессионалов своего дела».

Всегда здесь ждут вестей от десятилетнего мальчика Гиттиса – в четыре года он был абсолютным аутистом, не произносил ни одного слова и практически игнорировал родителей. Подружившись с дельфинами, он, наконец, назвал маму мамой, начал обращать внимание на то, что раньше не замечал.

Даже одно представление дельфинов приводит в восторг и дарит состояние незамутненного детского счастья. Вождь стаи Аргус кокетливо обрызгал меня водой. «Он у нас не равнодушен к блондинкам!» – объяснила Ника Путикене, пресс-атташе дельфинария в Неринге. Она с удовольствием рассказывает о том, что происходит с людьми – взрослыми и маленькими – после плавания или сеансов лечения с дельфинами. Как-то лечился 40-летний мужчина – восстанавливался после комы. Уже после третьего сеанса он вбежал в кабинет к заведующему c возгласами: «Не могу дальше заниматься – меня разрывает от эмоций!»

Всегда здесь ждут вестей от десятилетнего мальчика Гиттиса – в четыре года он был абсолютным аутистом, не произносил ни одного слова и практически игнорировал родителей. Подружившись с дельфинами, он, наконец, назвал маму мамой, начал обращать внимание на то, что раньше не замечал. Первый его вопрос поверг всех в изумление: «А что делает Луна в дневное время на небе?» Другой пациент семи лет, тоже аутист, после сеансов дельфинотерапии растрогал семью невиданным поступком – подошел к отцу, положил голову ему на колени и его рукой погладил себя по голове.

 Сила доброты

«Часто психологи и психиатры связывают такие недуги, как аутизм, замкнутость, проблемы с коммуникацией с нашей цивилизацией – между людьми увеличивается дистанция, мы уже не так близко и легко общаемся даже с родными. И детей, которые более чувствительны, эта ситуация повреждает. Но то, что мы сами уже не делаем – делает дельфин. Он приплывает к вам сам и словно говорит: «Давай играть!»

Часто ли в современном мире кто-то сам к нам подходит и весело предлагает что-то доброе и хорошее, потому что это просто весело? Вот такая непосредственная добрая энергия и открывает пути, человек или ребенок расслабляется и меняется. Дельфин в силу своей природы может сделать то, что человек не может».

Стандартный курс продолжается десять дней – пять дней, два дня перерыв и еще пять дней. Сеанс длится 30 минут. Гиттис после курса дельфинотерапии заговорил, научился  читать и писать, общается по скайпу с другими детьми, ему уже десять лет и он практически нормальный ребенок.

Такая непосредственная добрая энергия и открывает пути, человек или ребенок расслабляется и меняется. Дельфин в силу своей природы может сделать то, что человек не может.

В мире существуют две концепции дельфинотерапии: восточная и западная. Восточная (ее центр находится в Севастополе) стоит прочно на физиологической основе. Утверждается, что на людей благотворно воздействует эхолокация. Западная теория говорит, что дельфинотерапия действует скорее на психоэмоциональном уровне. Этого взгляда и придерживаются в Литве. Поэтому сеансы направлены прежде всего на активное общение с животным.

Друзья навек

Первая задача, по словам Ники, – завязать зрительный контакт между ребенком и дельфином. Иногда и это не просто. Потом пациент бросает дельфину игрушки, мячики – завязывается игровой контакт.

«Уже в этот момент начинается терапия. Потому что дельфин – очень умное существо, и если ребенок бросает ему мячик нервно, агрессивно, то дельфин точно так же ему и назад отбросит. Но потом дельфин покажет, как надо бросать, чтобы обоим было приятно. Дельфин во время игры гармонизирует отношения, очень мягко и по-доброму», – объясняет Ника.

И только уже после, если ребенок готов, он плавает с дельфином.

Конечно, в первую очередь на дельфинотерапию приводят детей, замечено, что наибольший эффект достигается в возрасте 5-10 лет. Очень полезны занятия также для ребят с ДЦП, синдромом Дауна, заиканием, различными поведенческими проблемами. Взрослым людям после перенесенных стрессов, инсультов, травм также очень полезно общаться с дельфинами. Было замечено, что после сеансов людям, страдающим диабетом, требовалось меньше инсулина.

Для всех желающих дельфинотерапия в Неринге заработает в следующем году. А сейчас здесь, на Куршской косе, можно увидеть шоу с дельфинами, работает морской музей и аквариум.

share
print