Как поправить Генплан и спастись от автострады на уровне окон?
Пустырь напротив дома превращается в стройку, поле с картошкой – в мусорную свалку, улица уходит предприятию и огораживается забором. Петербуржцам знакомы такие ситуации, но каждый раз они становятся сюрпризом. Руководитель Центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов рассказал, как избежать этого и взять управление городом в свои руки.
Материалы
Генеральный план Санкт-Петербурга от 2005 года (закон, карты-приложения). Скачать файл Даты и адреса публичных слушаний по Генплану
В том числе карта границ функциональных зон и условные обозначения к ней.
Предложенные изменения к Генеральному плану 2013 года (zip 95 мегабайт).
То же самое в формате jpeg: приложения 2 (функциональные зоны), 3 (внешний транспорт), 4 (улично-дорожная сеть), 5 (городской транспорт), 6 (тепло-, электро-, газоснабжение), 7 (водоотведение), 8 (санитарная отчистка), комплексный анализ территории.
Как узнать, что нам угрожает?
С 20 мая по 4 июня в администрациях районов будут проходить общественные слушания по проекту изменений в Генплан Петербурга. Будут ли эти изменения позитивными для горожан, зависит в первую очередь от нашего внимательного отношения к предлагаемым проектировщиками картам и текстам.
Генеральный план – это в первую очередь карты, на которых отображены «функциональные зоны» города. Принадлежность участка одной из зон – жилой, деловой, рекреационной и так далее – обязывает власти сохранять его или развивать соответствующим образом. Например, Летний сад в Генеральном плане Петербурга закрашен зеленым, – это зона «Р4» дворцово-парковых комплексов и исторических парков. Там запрещено любое новое строительство. А, скажем, намыв на Васильевском острове относится к зоне «ДИ» – общественно-деловой, жилой и инженерной застройки на намывных территориях, и там, наоборот, идет активное освоение.
Помимо функциональных зон, на картах-приложениях к Генеральному плану отображают объекты, которые должны быть построены или реконструированы. Они делятся на линейные – улицы, линии метро, планируемого легкорельса, магистральные ЛЭП, и «точечные» – ТЭЦ, очистные сооружения, мусороперерабатывающие заводы, полигоны... Ну и предваряет это все Положение о территориальном планировании – практически бесполезный документ, который не соблюдается, как и многое в Генплане (об этом ниже).
Нужно четко понимать, что если берег залива, где любят гулять жители, в Генеральном плане обозначен, как территория застройки, значит, его обязательно застроят. Если в Генеральном плане не отведено место для строительства новых дорог, то они не будут построены. Если строительство нового жилья не увязано с развитием коммунальной инфраструктуры, то всех ждут проблемы с теплом, электроэнергией, водоснабжением. К счастью, Генеральный план не утверждается втихую – это городской закон, который проходит в Законодательном собрании нулевое и еще три чтения. И граждане наравне с девелоперами, администрациями районов и комитетами могут вносить в него поправки.
Наибольший интерес в нынешнем Генплане представляют приложения с третьего по 12-е – это схемы размещения объектов капитального строительства. Где будет пробиваться улица, где появится развязка, мост, станция метро, мусороперерабатывающий завод, а где всего этого не будет? Уже сейчас можно посетить экспозицию к публичным слушаниям в администрации района, но там вы не найдете ни одного ответа на эти вопросы. Вы увидите лишь цветные картинки. Первое желание, которое возникает у человека, когда он видит такую картинку – это закрыть ее и больше никогда не открывать. К сожалению, я не знаю другого способа вникнуть в Генплан, кроме глубокой медитации.
На этой схеме показаны дороги, которые город собирается и обязуется построить. Кружочками обозначены будущие развязки. Каждый раз, когда такой кружочек воплощается перед чьими-нибудь окнами, люди бегут к экологам и градозащитникам и просят о помощи. Лучше заранее посмотреть на карту, чтобы такого не было.
Типичный пример: путепровод через железную дорогу на Поклонногорской улице (из Выборгского в Приморский район). Это капитальное сооружение появилось в Генплане 2005 года, хотя было задумано еще раньше. Оно проходит в зоне «У» – магистральных улиц и автомобильных дорог, в месте планируемого путепровода (под кружком) есть расширение этой зоны. Тем не менее, одна компания умудрилась купить земельный участок и построить многоквартирный дом вплотную к будущему путепроводу. Дорога будет проходить там на уровне третьего этажа! Что самое потрясающее, проектировщики сами купили там квартиры, то есть они не мошенники какие-нибудь. И не спрашивайте у меня, как Комитет по градостроительству и архитектуре это согласовал.
Впрочем, жители этого дома могут радоваться жизни еще некоторое время: путепровод стоимостью 2,8 млрд рублей пока не может быть построен. Половина этих денег идет на выкуп участков индивидуального жилого строительства с другой стороны железной дороги, в Коломягах, а там мужики не хотят продавать...
В последние пять лет бюджет вернулся в прежнее состояние, и город может позволить себе дорогие и не очень полезные дорожные проекты. Мы вынуждены отбиваться от них, как от мух, хотя разумно поставить вопрос на уровне Генплана – нужно ли превращать Петербург в город исключительно для автомобилистов?
Эта история оставалась бы не очень смешным анекдотом, если бы не повторилась в Тярлево (Пушкинский район). Вообще, таких историй каждая вторая. В свое время при обсуждении проекта Генплана эксперты и градозащитники не учли экономическую динамику: долгое время в бюджете Петербурга не было денег на строительство развязок, цена которых – от 3 млрд рублей. Поэтому фокусировались на раскраске функциональных зон – где будет застройка, а где – нет. В последние пять лет бюджет вернулся в прежнее состояние, и город может позволить себе дорогие и не очень полезные дорожные проекты. Мы вынуждены отбиваться от них, как от мух, хотя разумно поставить вопрос на уровне Генплана – нужно ли превращать Петербург в город исключительно для автомобилистов?
Другая проблема заключается в том, что у транспортников отсутствуют адекватные инструменты оценки собственных решений. Некоторые проекты они «тащат» с 1930-х годов, обосновывают их необходимость планами еще наших прадедов. На депутатских слушаниях я спросил вице-губернатора Марата Огенясяна, в каком объеме исполнен Генеральный план Петербурга по улично-дорожной сети. Он адресовал вопрос своим подчиненным, и один из них ответил: на 25%. Получается такая картина: за последние восемь лет реализации Генерального плана 2005 года, а также за 300 лет существования Петербурга до этого было построено лишь 25% от запланированного объема УДС. А за оставшиеся два года до принятия нового плана нужно построить остальные 75%.
Здесь обозначено метро, легкорельс, автобусные вокзалы. Нет линий трамвая, не говоря уже про троллейбус, нет выделенных полос для общественного транспорта, нет ключевых веломаршрутов, которые, по идее, здесь должны быть. Но даже такая картинка несет много интересной информации. Например, в предлагаемых поправках к Генеральному плану вместо двух станций метро на намыве остается одна – «Морской фасад». Доступность ее из некоторых уголков жилой зоны будет полтора километра пешком или 5-6 остановок на наземном транспорте. Но самое интересное даже не это: в одном из проектов расстояние между «Морским фасадом» и «Новокрестовской» составляет 3,6 километра, а по правилам безопасности максимальная длина тоннеля – 3 километра.
За последние восемь лет реализации Генерального плана 2005 года, а также за 300 лет существования Петербурга до этого было построено лишь 25% от запланированного объема УДС. А за оставшиеся два года до принятия нового плана нужно построить остальные 75%.
Средняя стоимость станции метро с перегоном составляет 5 млрд рублей. Реализация установленной Генеральным планом схемы метро требует по меньшей мере 15 млрд в год, а чтобы соблюсти все сроки – 30 млрд в год. Однако фоновое финансирование у нас долгие годы составляло 7-8 млрд, так что не ждите метро в сроки, которые нам обещают.
Кошмар ждет нас на юге города – сплошной непроницаемый промышленный пояс, который сядет как пробка между железными дорогами и отрежет в коммуникативном плане Павловск и Колпино. Люди должны будут как-то приезжать и уезжать с этого производства. Останутся коридорчики, в которые будет протискиваться весь этот автомобильный поток.
Что делать?
Для начала нужно «помедитировать» над всеми приложениями к Генплану в тех районах, которые вас интересуют. Есть функциональные зоны, которые категорически не могут застраиваться, – это «Р2» (садов, парков), «Р1» (городских лесов) и «Р4» (городских парков). Есть «коварные» зоны «Р0» (спорта, отдыха и пляжей) и «Р3» (спортивных сооружений), где под видом теннисного корта или катка могут вбухать торговый центр.
Если у вас возникли вопросы к Генеральному плану или собственная поправка, имеет смысл направить все это письменно в администрацию района. Вырежьте фрагмент на карте, который вас интересует, отметьте контуром и стрелочкой проблемное место, мотивируйте свой вопрос или предложение.
Предложение также можно подать устно на слушаниях, просто зачитав его в микрофон. Наконец, его можно подать письменно в течение четырех дней после слушаний в порядке, который будет оглашен на слушаниях. Всего существует три типа поправок:
1-2. Вы скачиваете на сайте КГА протоколы Комиссии по Генплану, анализируете, кто их вносит, формулируете контраргументы, предлагаете поправку видоизменить или отменить.
Скачать файл Свод по протоколам по Генплану по районам СПб
3. Вы вообще не опираетесь на поправку и предлагаете что-то свое.
В качестве редакционной комиссии для поправок в Генплан выступает комиссия по городскому хозяйству ЗакСа. Поправки будут распределены на три группы – проходные, с которыми и депутаты, и администрация согласны. Заведомо непроходные, которые сразу будут вынесены на отрицательное голосование. И спорные, по которым, возможно, будет отдельное голосование в ЗакСе. Ваше знание локальной ситуации, краткость и точность аргументов в значительной степени определят, в какую группу попадёт предложение.
При этом надо понимать, что строить по исправленному Генплану нам осталось недолго: в 2015 году заканчивается его «расчётный срок». Ошибки и недоделки должны быть учтены при создании нового Генплана на 20 лет. Так что в мае 2014 мы обсуждаем не только корректировку каких-то схем, но и готовим техническое задание для нового плана развития Петербурга.
Видео: «Красивый Петребург»
Лекция Александра Карпова об изменениях в Генплан прошла в понедельник, 12 мая, в пространстве ChangeLab при поддержке «Красивого Петребурга».