Пригородам Петербурга грозит транспортный коллапс
С каждым годом население Ленинградской области стремительно увеличивается за счет пригородов. Социальная и дорожная инфраструктура за этими темпами не поспевает. Уже сейчас в Мурино и Девяткино образовался транспортный коллапс, а в 2018 году, по подсчетам урбанистов, потребуются уже реанимационные действия.
О том, как решить дорожную прблему, накануне спорили на семинаре, посвященном жилищному строительству в Ленобласти. Наиболее яркие (и угрожающие) цифры огласил Александр Холоднов, зам генерального директора Института территориального планирования «Урбанистика».
На город наступают со всех сторон
По его данным, массовая жилая застройка ведется по нескольким областным направлениям (Шушары, кстати, в расчет не берутся, поскольку считаются городом, а речь идет об области, - «МР»). По прогнозам экспертов, население этих поселков к 2020 году увеличится примерно на полмиллиона жителей.
На Северо-Восточном направлении: Мурино и Девяткино, судя по объему строительства, прибавится 200 тысяч человек. Для оздоровления ситуации здесь построят продолжение Пискаревского проспекта, но эта дорога будет платной.
Восточное направление: Кудрово и Янино - население может увеличиться на 150 тысяч человек. Строительство новых объектов дорожной инфраструктуры оценивают в 40 млрд рублей. Это и продолжение Ириновсокго проспекта, и метро «Кудрово», и прочие объекты.
Юго-Запад. Гатчина и Новоселье увеличится на 70 тысяч. На дороги потратят 70 млрд: реконструируют трассу «Нарва» и улучшат Киевское шоссе.
Северное. Бугры – Сертолово. Увеличится на 50 тысяч человек, затраты на инфраструктуру – 70 млрд.
Юго-Восток: все, что идет по Московскому шоссе: Тельмановка, Никольское, Тосно и Коммунар. Прибавится 35 тысяч населения, затраты на транспортное обеспечение – 153 млрд.
Получается: чем больше ожидается прирост населения, тем меньше денег потратят в этом районе на строительство дорог, развязок, транспортных узлов.
«При этом в Петербурге регулярно составляется Генплан, а в области – он везде разный, во всех районах. Заранее высчитать – сколько где запланировано жилья – невозможно. Кроме того, в городе действует свой Центр транспортного планирования, в области же его нет», - говорит эксперт.
В этой ситуации больше всего жалко коренных жителей того же Девяткино. Говорят, некоторые из них тратят по два часа только для того, чтобы добраться с шоссе до своего гаража, находясь меньше чем в километре от него
Кое-какие данные известны от самих застройщиков. В Кудрово, например, в 2010 году сдали 100 тысяч кв. метров жилья, в 2011 – 200 тысяч, в 2013-м – уже 450 тысяч. Динамика по поселку Мурино – еще более живая: 350 тысяч метров в 2012 году, 750 тысяч в 2013-м. А есть еще Янино, Сертолово, Всеволожск, Новоселье и Ново-Горелово, где отстраиваются жилые мега-комплексы.
Как поедем?
Дороги в Сертолово, Мурино, Колтуши и Красное Село хотят перестроить. Запретят транзит многотонных фур через Сертолово, как и вообще – движение грузовиков по трассе Парголово-Огоньки. Все они отправятся на «Скандинавию», оттуда – на ЗСД и КАД. Причем не дожидаясь реконструкции самой трассы «Скандинавия». А еще в черте Сертолово появятся наконец тротуары, ответвления для поворотов налево и уличное освещение на шоссе.
В окрестностях города построят четыре ветки легкорельсового трамвая: одна – в Сертолово от «Парнаса» или «Озерков», вторая во Всеволожск. Еще две пойдут в Колпино, от «Рыбацкого» и не построенной еще станции «Южная». Возможна и пятая ветка – от «Купчино» до «Экспофорума» и потом – в жилмассив «Южный», если его, конечно, построят, невзирая на протесты экологов.
На большинство из этих проектов у региона нет денег, и тут появляются два выхода: или организация государственно-частного партнерства (но тогда дорога для пользователей может стать платной), или привлечение федеральных средств, но тогда нужно, чтобы и проект был федеральным
Где возможно – построят путепроводы над железнодорожными путями. Добавятся перехватывающие парковки. Внедрят «умные светофоры» с «зеленой волной». На общественном транспорте появится единый билет-«подорожник» для поездок по городу и области. На большинство из этих проектов у региона нет денег, и тут появляются два выхода: или организация государственно-частного партнерства (но тогда дорога для пользователей может стать платной), или привлечение федеральных средств, но тогда нужно, чтобы и проект был федеральным.
В Девяткино можно провести реконструкцию дороги и даже построить несколько дополнительных рукавов и съездов, но не просто так, а для обеспечения бесперебойной работы Международного автовокзала. Он правда не совсем международный – дальше Ивангорода автобусы оттуда не ходят, но все еще может измениться.
В Ленинградской области почти наверняка не появится новая КАД – ни в виде кольца, ни в виде дуги. Но есть бетонка (А-120), которую, возможно, улучшат.
Для решения всех транспортных проблем нашей новой агломерации требуется полтора триллиона рублей.
P.S. Что делать – понятно. Можно также решить вопрос, кто виноват. Представители строительного бизнеса уверяют, что не они. Сами домостроители стараются хотя бы облегчить жителям проход от метро до дома: строят тротуары. Они бы скинулись и построили дорогу – но места для нее областные власти выделить не хотят или не могут.
В этой ситуации больше всего жалко коренных жителей того же Девяткино. Говорят, некоторые из них тратят по два часа только для того, чтобы добраться с шоссе до своего гаража, находясь меньше чем в километре от него. И все, напомним, будет только хуже, потому что из всех строящихся домов заселена только треть.