Город

Редких животных и растений Петербурга застраховали от уничтожения

В Петербурге вступили в силу поправки в закон «Об административных нарушениях», по которым уничтожение редких видов растений и животных карается штрафом. Так что в следующий раз, когда встретите утку-пискульку или мрачную меланелию, ведите себя тактично.

Для граждан штраф за уничтожение краснокнижных животных составляет 5 тысяч рублей, для должностных лиц – 40-50 тысяч, для юридических – от 500 тысяч до одного миллиона рублей, говорится в законе. Официальная Красная книга Петербурга утверждена постановлением правительства в 2011 году. В ней регулярно проводятся ревизии, например, в 2014 году добавили серого тюленя и неясыть – это сова, имя которой в переводе с древнерусского означает «прожорливая». Всего в книге более 400 наименований растений, животных и грибов.

Охранять редкие виды сами по себе практически невозможно, нужно оберегать участки, где они обитают

«Нельзя с точностью сказать, что какой-то вид растений или животных полностью уничтожен в Петербурге в последние годы, – комментирует эколог Андрей Резников. – Ботанический институт раз в несколько лет обследует растения. Некоторые виды исчезают на время, потом их находят снова. Еще сложнее с животными - из-за того, что они перемещаются. Перелетные птицы могут по несколько лет отсутствовать. Тем не менее, есть случаи, когда деятельность человека напрямую угрожает существованию целого вида на территории Петербурга. Литориновая лагуна (между Юнтоловским и Сестрорецким болотами) – единственное место в городе, где росла лобелия Дортманна. Там рядом стройка. Хозяин, серьезный человек, выпустил лебедей, которые съели лобелию».

Кого не следует уничтожать

Отдельную Красную книгу можно составить для каждого района Петербурга, где есть хоть какая-то природа. Зоологический институт РАН в 2012 году обследовал места, где находятся животные, рекомендуемые к занесению в охранный перечень. В окрестностях поселка Дибуны, на территории заказника «Озеро Щучье» и кое-где еще в Курортном районе ученые встретили краснокнижную гадюку. На территории Левашовского парка (он же – «Осиновая роща», Выборгский район) обнаружили ежа, ласку и три вида летучих мышей – рыжую вечерницу, двуцветного кожана и водяную ночницу. Участок леса в районе железнодорожной станции Саперный (Колпинский район) населен ласками и ежами. Баболовский парк (Пушкинский район) – ласками и предположительно зайцами-русаками; по крайней мере, ученые обнаружили их следы. Не исключено, что в Ольгино (Приморский район) живут рыси.

На момент исследования все эти животные были охраняемыми, в конце 2013 года из Красной книги исключили расплодившихся ежа и ласку. Этими видами фауна Петербурга не исчерпывается. К нам захаживают лоси, припрыгивают белки, а также ряд менее «попсовых» животных. Исследование биолого-почвенного факультета СПбГУ 2012 года посвящено краснокнижным птицам. Разные их виды, похожие на уток, обитают в парках по всему городу. Совсем редко можно встретить ястреба-осоеда – в устье реки Красненькой (Автово), орлана-белохвоста (Тарховка), серую куропатку (Шушары), погоныша (Челябинский мост, река Охта), голубя-клинтуха (Екатерининский парк), воробьиного сыча (Удельный парк) и дубровника (улица Димитрова, Купчино).

Значительную часть Красной книги Петербурга составляют растения и мхи: гипотрахина отогнутая, меланелия мрачная, различные виды нефром – красивая, одинаковая, перевернутая и так далее. Большая часть из них растет на болотах. Выводя лебедей на прогулку, убедитесь, что поблизости нет ценных охраняемых растений.

Комментарий заведующий лаборатории экологии и охраны птиц СПбГУ Георгия Носкова:

«Охранять редкие виды сами по себе практически невозможно, нужно оберегать участки, где они обитают. Есть особо охраняемые природные территории (ООПТ) вдоль Северного берега Финского залива: плавни Лисьего носа, Комаровский берег, с юга – Стрельнинский берег, Сергиевка, Кронштадтская колония, а также Западный Котлин. Эти ООПТ включают только территории на суше, в них не входят акватории, поскольку это федеральная собственность. Таким образом, то, что нужно было бы защищать в первую очередь, эти ООПТ не защищают.

Вторая группа крайне важных охраняемых объектов – это дятлообразные. Это белоспинный дятел, седой дятел, малый пёстрый дятел, зелёный дятел, виды все очень редкие, исключительно редкие, они обитают на ООПТ вокруг Финского залива. Для того, чтобы их охранять реально, нужны старые деревья, но они не вписываются в действующие правила ведения садово-паркового хозяйства. Скажем, для одной особи белоспинного дятла необходимо от 700 до 1000 трухлявых деревьев на участке обитания.

Третье – это защита пляжных участков Финского залива, в основном на Северном берегу, от Сестрорецка до Зеленогорска. Там нужно установить режим охраны, аналогичный режиму охраны в Прибалтике, например в Паланге. Там зона отдыха – это примерно 50 метров у воды. Все, что между шоссе и первым береговым валом, ограничено крупной сеткой, через которую могут свободно проходить и звери, и птицы. Сетка оберегает от факторов беспокойства, вытаптывания, разведения костров, заезда автомобилей. Примерно то же имеет смысл делать и у нас».